Фантик – разновидность этикетки, народное название конфетной обертки из бумаги, фольги или фольгированного полимера.
Польское слов fant (немецкий вариант Pfand) означает «залог».
По одной версии, слово «фантик» появилось из-за игры в фанты, в которой игрокам раздают некие предметы, а затем владельцам определённых предметов нужно было исполнить то, что загадает главный игрок. Ну а обёртка от конфеты была самым популярным «фантом». По другой версии слово «фантик» образовалось от сокращения «funny ticket» - «забавный листочек», в который стали оборачивать детские леденцы и конфеты в Америке.
У конфетных оберток своя история, а каждый фантик – своеобразный исторический документ. Фантик – это визитная карточка своего времени.
Впервые парафиновую бумагу, которая стала прообразом современного фантика, придумал в 1872 году изобретательТомас Эдисон. Тот самый, который изобрел фонограф, пишущую машинку, и усовершенствовал электрическую лампочку. А это его «несерьёзное изобретение» мало кто помнит, хотя вообще-то
изобретал он парафиновую бумагу для телеграфа. Но получилось так, что её стали использовать и кондитеры. Все остальные конфетные фантики – лишь усовершенствованные производные от этих изобретений.
Когда началось массовое производство конфет, то об упаковке задумались практически сразу – простая бумага прилипала к конфетам, да и сильно увеличивала их стоимость. Так что изобретение Томаса Эдисона пришлось как нельзя более кстати.
Масштабное производство конфет появилось в России в XIX веке. Тогда фантики для конфет и шоколадных плиток были не менее красивыми, и разрабатывались с не меньшим тщанием, чем театральные афиши. Была, например, серия конфет «Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике. Существовали обертки «образовательные» — с таблицей умножения или азбукой, и развлекательные — с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями.
В XIX веке российский фантик был лучшим в мире. Работали над фантиком лучшие российские художники: Бенуа, Врубель, Васнецов и Билибин. Но имена их заказчики держали в секрете, чтобы конкуренты не переманили их к себе. Важные события страны нередко находили отражение на конфетных фантиках.
Например, в честь отмены крепостного права российские кондитеры выпустили конфеты «Воля» и «Великая реформа» с изображением царя-освободителя на фантике.
Фантик от конфет, выпускаемых в честь отмены крепостного права в 1861г. Фото: https://ruskontur.com/konfety-volya-i-velikaya-reforma-v-chest-otmeny-krepostnogo-prava/ |
Таким образом, простой конфетный фантик становится свидетельством истории. Если взглянуть на ассортимент конфет, которые производились в России конца XIX-начала XX веков, среди них можно встретить карамели «Царская», «Царь Федор Михайлович». К 300-летию Дома Романовых, например, была выпущена конфетная серия «Цари», другая же серия была посвящена 100-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года.
Конфетные фантики из серии, выпускавшейся в начале ХХ века к 300-летию дома Романовых. |
Конфетный фантик из серии, посвященной 100-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года фото: https://gorod-812.ru/sladkaya-istoriya-rossii/ |
Конфетный фантик из серии, посвященной 100-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года |
Конфетный фантик из серии, посвященной 100-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года |
Фантики и вкладыши в конфетные коробки наглядно рассказывали о национальном составе Российской империи.
Вкладыши в конфетную упаковку. Российская империя. Конец XIX-начало XX века. фото: https://gorod-812.ru/sladkaya-istoriya-rossii/ |
Советский Союз продолжал дореволюционные традиции – и тоже рассказывал о национальном составе граждан, вошедших в состав СССР, посредством размещения данной информации на конфетных фантиках. В 1920-е годы фабрика «Красный Октябрь» (бывший «Эйнем») выпустила конфеты «Карамель Федеративная», на фантиках которых упомянула представителей различных народностей.
Конфетные фантики от конфет «Карамель Федеративная». 1920-е годы фабрика «Красный Октябрь». |
Карамель, упакованную в фантики с подобными сюжетами, выпускали и другие предприятия пищевой промышленности СССР.
Обёртка от конфеты «Карамель Украинская», изд. фирмы Фруктовый аромат. 1920-1930 – е гг. МЗ КК КП 2979/4 |
В ранние годы советской власти в кондитерском производстве акцент сместился на карамель, поскольку шоколадное производство было более дорогостоящим, а значит менее доступным для широких масс населения.
Один из популярных видов карамели, - «Пуншевая», - выпускался кондитерской фабрикой Всероссийскому центральному союзу потребительских обществ (кондитерская фабрика Центросоюза), куда после 1917 года вошли предприятия Торгового дома Леновых.
Обёртка от конфеты «Карамель Пуншевая», г. Москва, кондитерская фабрика Всероссийского Центрального Союза потребительных обществ. 1920 - начало 1930-х гг. МЗ КК КП 2979/7 |
В эпоху НЭПа экономическое положение в стране несколько улучшилась. Одним из новшеств в экономике стало создание трудовых артелей и промысловых кооперативов. Кустари, работавшие на дому и выпускавшие изделия из местного сырья для продажи на рынке, начали объединяться в трудовые артели, которые входили в промысловые кооперативы.
Промысловые кооперативы создавались с целью содействия своим членам в их производственной работе и в сбыте продукции. Для этого они могли организовывать собственные предприятия в целях снабжения их сырьем, полуфабрикатами и предметами, являющимися составной частью изделий артели, инструментами и производственным оборудованием.
Участие в промысловой кооперации позволяло за счёт разделения труда экономить на производственных зданиях и оборудовании, разрешать такие задачи, которые невозможно выполнить поодиночке, сократить время изготовления сложных изделий и, не менее важно, разбудить в людях трудовую энергию и инициативу.
Особо быстрое развитие кустарной промышленности началось с 1925 года после выхода постановлений СНК и ЦК ВКП(б) от 5 сентября и 5 декабря 1924 года «О льготах для кустарей и ремесленников, имеющих учеников» и «Об освобождении от промыслового обложения кустарей – членов кустарно-промысловых артелей».
Объединения эти создавались в самых разнообразных отраслях промышленности.
Примером таких объединений может служить кустарно-промысловая артель «Труд», выпускавшая разнообразную карамель в г. Бийске.
Обёртка от конфеты «Карамель Зима», г. Бийск, Окркустпромсоюз, кустарно-промысловая кооперативная артель «Труд». Конец 1920 - начало 1930-х гг. МЗ КК КП 2979/8 |
Обёртка от конфеты «Карамель Медовая», г. Бийск, Окркустпромсоюз, кустарно-промысловая кооперативная артель «Труд». 1928 г. МЗ КК КП 2979/10 |
Обёртка от конфеты «Сильва», г. Бийск, Окркустпромсоюз, кустарно-промысловая кооперативная артель «Труд». Конец 1920-х гг. МЗ КК КП 2979/12 |
В период индустриализации в советской пищевой промышленности ведущее место заняли более крупные объединения.
Так, например, государственная пищевая промышленность Ленинграда была объединена в трест. В Государственный трест пищевой промышленности г. Ленинграда входили тринадцать производств: три шоколадно-конфетные фабрики, две макаронные фабрики, колбасный завод, консервный завод, завод солений, маслобойный завод «Красная звезда», солодово-дрожжевой завод, завод искусственных минеральных вод «Красный труженик», два пивоваренных
завода. Перед Трестом стояла задача выхода на «широкий крестьянский рынок», следовательно требовалось предлагать товары недорогие, доступные большинству населения. И тут недорогая карамель была беспроигрышным вариантом.
Обёртка от конфеты «Петушки»», г. Ленинград, Государственный трест пищевой промышленности. Начало 1930-х гг. МЗ КК КП 2979/1 |
Обёртка от конфеты «Карамель Народная», г. Ленинград, Государственный трест пищевой промышленности. Начало 1930-х гг. МЗ КК КП 2979/3 |
Обёртка от конфеты «Карамель Ананасная»», г. Ленинград, Государственный трест пищевой промышленности. Начало 1930-х гг. МЗ КК КП 2979/5 |
В 1920-1930-е годы кондитерская упаковка (в том числе конфетные фантики), пожалуй, одно из самых многотиражных средств коммуникации. К созданию некоторых из них приложили руку поэт Владимир Маяковский и знаменитый советский фотограф и художник Александр Родченко.
В наши дни фантик, его оформление может рассматриваться как вид искусства и быть предметом коллекционирования (коллекционирование конфетных фантиков, конфетных обёрток, называется словом – сакулумистика), и источником вдохновения, и материалом для творчества.
Фото Ольги Гузь из коллекции Виолетты Усачевой «Секреты конфетного фантика» https://www.peremenka31.ru/7552.html# |
Выставка подготовлена научным сотрудником выставочного отдела Ю.С. Карицкой