Фантик – разновидность этикетки, народное название конфетной обертки из бумаги, фольги или фольгированного полимера.
Польское слов fant (немецкий вариант Pfand) означает «залог».
По одной версии, слово «фантик» появилось из-за игры в фанты, в которой игрокам раздают некие предметы, а затем владельцам определённых предметов нужно было исполнить то, что загадает главный игрок. Ну а обёртка от конфеты была самым популярным «фантом». По другой версии слово «фантик» образовалось от сокращения «funny ticket» - «забавный листочек», в который стали оборачивать детские леденцы и конфеты в Америке.
У конфетных оберток своя история, а каждый фантик – своеобразный исторический документ. Фантик – это визитная карточка своего времени.
Впервые парафиновую бумагу, которая стала прообразом современного фантика, придумал в 1872 году изобретательТомас Эдисон. Тот самый, который изобрел фонограф, пишущую машинку, и усовершенствовал электрическую лампочку. А это его «несерьёзное изобретение» мало кто помнит, хотя вообще-то
изобретал он парафиновую бумагу для телеграфа. Но получилось так, что её стали использовать и кондитеры. Все остальные конфетные фантики – лишь усовершенствованные производные от этих изобретений.
Когда началось массовое производство конфет, то об упаковке задумались практически сразу – простая бумага прилипала к конфетам, да и сильно увеличивала их стоимость. Так что изобретение Томаса Эдисона пришлось как нельзя более кстати.
Масштабное производство конфет появилось в России в XIX веке. Тогда фантики для конфет и шоколадных плиток были не менее красивыми, и разрабатывались с не меньшим тщанием, чем театральные афиши. Была, например, серия конфет «Загадка»: покупателю предлагалось отгадать несложную загадку, напечатанную на конфетном фантике. Существовали обертки «образовательные» — с таблицей умножения или азбукой, и развлекательные — с пословицами, поговорками, частушками, гороскопами, гаданием и пожеланиями.
В XIX веке российский фантик был лучшим в мире. Работали над фантиком лучшие российские художники: Бенуа, Врубель, Васнецов и Билибин. Но имена их заказчики держали в секрете, чтобы конкуренты не переманили их к себе. Важные события страны нередко находили отражение на конфетных фантиках.
Например, в честь отмены крепостного права российские кондитеры выпустили конфеты «Воля» и «Великая реформа» с изображением царя-освободителя на фантике.
![]() |
Фантик от конфет, выпускаемых в честь отмены крепостного права в 1861г. Фото: https://ruskontur.com/konfety-volya-i-velikaya-reforma-v-chest-otmeny-krepostnogo-prava/ |
Таким образом, простой конфетный фантик становится свидетельством истории. Если взглянуть на ассортимент конфет, которые производились в России конца XIX-начала XX веков, среди них можно встретить карамели «Царская», «Царь Федор Михайлович». К 300-летию Дома Романовых, например, была выпущена конфетная серия «Цари», другая же серия была посвящена 100-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года.
![]() |
Конфетные фантики из серии, выпускавшейся в начале ХХ века к 300-летию дома Романовых. |
![]() |
Конфетный фантик из серии, посвященной 100-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года фото: https://gorod-812.ru/sladkaya-istoriya-rossii/ |
![]() |
Конфетный фантик из серии, посвященной 100-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года |
![]() |
Конфетный фантик из серии, посвященной 100-летию победы русского оружия в Отечественной войне 1812 года |
Фантики и вкладыши в конфетные коробки наглядно рассказывали о национальном составе Российской империи.
![]() |
Вкладыши в конфетную упаковку. Российская империя. Конец XIX-начало XX века. фото: https://gorod-812.ru/sladkaya-istoriya-rossii/ |
Советский Союз продолжал дореволюционные традиции – и тоже рассказывал о национальном составе граждан, вошедших в состав СССР, посредством размещения данной информации на конфетных фантиках. В 1920-е годы фабрика «Красный Октябрь» (бывший «Эйнем») выпустила конфеты «Карамель Федеративная», на фантиках которых упомянула представителей различных народностей.
![]() |
Конфетные фантики от конфет «Карамель Федеративная». 1920-е годы фабрика «Красный Октябрь». |
Карамель, упакованную в фантики с подобными сюжетами, выпускали и другие предприятия пищевой промышленности СССР.
![]() |
Обёртка от конфеты «Карамель Украинская», изд. фирмы Фруктовый аромат. 1920-1930 – е гг. МЗ КК КП 2979/4 |
В ранние годы советской власти в кондитерском производстве акцент сместился на карамель, поскольку шоколадное производство было более дорогостоящим, а значит менее доступным для широких масс населения.
Один из популярных видов карамели, - «Пуншевая», - выпускался кондитерской фабрикой Всероссийскому центральному союзу потребительских обществ (кондитерская фабрика Центросоюза), куда после 1917 года вошли предприятия Торгового дома Леновых.
![]() |
Обёртка от конфеты «Карамель Пуншевая», г. Москва, кондитерская фабрика Всероссийского Центрального Союза потребительных обществ. 1920 - начало 1930-х гг. МЗ КК КП 2979/7 |
В эпоху НЭПа экономическое положение в стране несколько улучшилась. Одним из новшеств в экономике стало создание трудовых артелей и промысловых кооперативов. Кустари, работавшие на дому и выпускавшие изделия из местного сырья для продажи на рынке, начали объединяться в трудовые артели, которые входили в промысловые кооперативы.
Промысловые кооперативы создавались с целью содействия своим членам в их производственной работе и в сбыте продукции. Для этого они могли организовывать собственные предприятия в целях снабжения их сырьем, полуфабрикатами и предметами, являющимися составной частью изделий артели, инструментами и производственным оборудованием.
Участие в промысловой кооперации позволяло за счёт разделения труда экономить на производственных зданиях и оборудовании, разрешать такие задачи, которые невозможно выполнить поодиночке, сократить время изготовления сложных изделий и, не менее важно, разбудить в людях трудовую энергию и инициативу.
Особо быстрое развитие кустарной промышленности началось с 1925 года после выхода постановлений СНК и ЦК ВКП(б) от 5 сентября и 5 декабря 1924 года «О льготах для кустарей и ремесленников, имеющих учеников» и «Об освобождении от промыслового обложения кустарей – членов кустарно-промысловых артелей».
Объединения эти создавались в самых разнообразных отраслях промышленности.
Примером таких объединений может служить кустарно-промысловая артель «Труд», выпускавшая разнообразную карамель в г. Бийске.
![]() |
![]() |
Обёртка от конфеты «Карамель Зима», г. Бийск, Окркустпромсоюз, кустарно-промысловая кооперативная артель «Труд». Конец 1920 - начало 1930-х гг. МЗ КК КП 2979/8 |
Обёртка от конфеты «Карамель Медовая», г. Бийск, Окркустпромсоюз, кустарно-промысловая кооперативная артель «Труд». 1928 г. МЗ КК КП 2979/10 |
![]() |
Обёртка от конфеты «Сильва», г. Бийск, Окркустпромсоюз, кустарно-промысловая кооперативная артель «Труд». Конец 1920-х гг. МЗ КК КП 2979/12 |
В период индустриализации в советской пищевой промышленности ведущее место заняли более крупные объединения.
Так, например, государственная пищевая промышленность Ленинграда была объединена в трест. В Государственный трест пищевой промышленности г. Ленинграда входили тринадцать производств: три шоколадно-конфетные фабрики, две макаронные фабрики, колбасный завод, консервный завод, завод солений, маслобойный завод «Красная звезда», солодово-дрожжевой завод, завод искусственных минеральных вод «Красный труженик», два пивоваренных
завода. Перед Трестом стояла задача выхода на «широкий крестьянский рынок», следовательно требовалось предлагать товары недорогие, доступные большинству населения. И тут недорогая карамель была беспроигрышным вариантом.
![]() |
Обёртка от конфеты «Петушки»», г. Ленинград, Государственный трест пищевой промышленности. Начало 1930-х гг. МЗ КК КП 2979/1 |
![]() |
Обёртка от конфеты «Карамель Народная», г. Ленинград, Государственный трест пищевой промышленности. Начало 1930-х гг. МЗ КК КП 2979/3 |
![]() |
Обёртка от конфеты «Карамель Ананасная»», г. Ленинград, Государственный трест пищевой промышленности. Начало 1930-х гг. МЗ КК КП 2979/5 |
В 1920-1930-е годы кондитерская упаковка (в том числе конфетные фантики), пожалуй, одно из самых многотиражных средств коммуникации. К созданию некоторых из них приложили руку поэт Владимир Маяковский и знаменитый советский фотограф и художник Александр Родченко.
В наши дни фантик, его оформление может рассматриваться как вид искусства и быть предметом коллекционирования (коллекционирование конфетных фантиков, конфетных обёрток, называется словом – сакулумистика), и источником вдохновения, и материалом для творчества.
![]() |
Фото Ольги Гузь из коллекции Виолетты Усачевой «Секреты конфетного фантика» https://www.peremenka31.ru/7552.html# |
Выставка подготовлена научным сотрудником выставочного отдела Ю.С. Карицкой