Музей – место, где живет история. Ее рассказывают нам многочисленные предметы - свидетельства истории, которые бережно хранятся в музейных фондах, как в сокровищницах. Запасы эти непрерывно пополняются: история не стоит на месте. В музей «Кузнецкая крепость» горожане достаточно активно приносят и бескорыстно дарят самые разные предметы. Кстати, традиция делать подарки музеям стара как мир. В течение многих и многих веков владыки и полководцы, ученые и путешественники, богачи и неимущие дарили музеям самые разные вещи. Известны целые династии, занимавшиеся благотворительностью: Морозовы, Рябушинские. Бахрушины, Третьяковы и многие другие. Они строили школы и больницы, поддерживали людей искусства и создавали музеи. Многие музеи, в том числе и достаточно крупные, целиком и полностью составлены из частных пожертвований. О наиболее интересных дарах, недавно попавших в наш музей, хотелось бы рассказать...
Самый весомый подарок – в прямом и переносном смысле - сделал нам Василий Телух, подарив фортепиано фабрики братьев Дидерихс - старейшей фортепианной фирмы Российской Империи. Инструмент изготовлен в начале XX века, принадлежал прабабушке Василия, которая работала тапером и жила на Украине. Её дочь с мужем, инженером Романом Телухом, приехав на строительство Кузнецкстроя, привезла с собой и пианино мамы. К слову, биография деда Василия – инженера Романа Телуха – смогла бы занять отдельный рассказ: он проектировал знаменитый туннель у КМК и старый Кузнецкий мост. Фортепиано стало свидетелем строительства нашего города, его развития, смены эпох. Когда-то сам Василий, в музыкальной школе, учился на нем играть. Но солидный возраст мало отразился на его сохранности, что немаловажно для музея.
Антикварное двухпедальное пианино весьма эффектно, выполнено в черном цвете, отличается тщательной внешней отделкой, украшено резьбой, барельефом неизвестного композитора, парой бронзовых канделябров, имеет клавиши из слоновой кости и ручной модератор для тихой игры. На деке инструмента выполнен фирменный знак фабрики с изображением многочисленных медалей международных и российских ярмарок, среди которых самая престижная награда - Гран При и Большая Золотая Медаль Всемирной Парижской Выставки 1900 года. Кроме того, на знаке изображен герб Российской Империи - высший знак качества в России до 1917 года, который является свидетельством высокого звания Поставщика Двора Его Императорского Величества.
Вызывает уважение история фабрики, где был создан инструмент. Основатель фирмы, потомок выходцев из Германии, купец Фридрих (Фёдор Фёдорович) Дидерихс (1779-1846), открыл первую в России фортепианную фабрику в 1810 году в Санкт-Петербурге. До Дидерихса клавишные инструменты в Россию привозились из-за границы или изредка делались мастерами на заказ. Благодаря усилиям двух сыновей Фридриха - Роберта и Андрея - небольшая мастерская, где работал сам хозяин и один рабочий, превратилась в фортепианную фабрику «Братья Р. и А. Дидерихс». В конце XIX – начале XX веков сравнительно недорогие инструменты этой фабрики получили широкое распространение: они отличались хорошей столярной работой и добросовестной пригонкой частей, вследствие чего были очень прочны, выносливы в эксплуатации, что и позволяло пианино братьев Дидерихс регулярно брать премии и грамоты на выставках. Когда во время 1-й мировой войны одно за другим ликвидировались предприятия по производству фортепиано, только двум фабрикантам - И. К. Шредеру и А. Ф. Дидерихсу - удалось с большими усилиями сохранить небольшое производство роялей и пианино вплоть до начала 1918 года.
Необходимо отметить, что музыкальный инструмент поступил к нам вместе с архивом нот, который отражает целые этапы развития музыкальной жизни: конец XIX века, эпоху немого кино 1920-х годов, довоенное и послевоенное время.
Татьяна Николаевна Маричева, бывший сотрудник музея «Кузнецкая крепость», не уставая пополнять наши фондовые коллекции, словно подтверждает истину о том, что музейщик – это скорее призвание души, чем профессия. В этот раз Татьяна Николаевна передала нам целый набор семейных реликвий, среди которых фотоальбом начала XX века, письменные принадлежности середины прошлого столетия и настоящий раритет для музея сегодня - прекрасно сохранившийся башлык времен 1-ой мировой войны. Дед Татьяны Николаевны во время боя с немцами сорвал его с головы противника.
Известно, что удобство и универсальность башлыка привели к его огромному распространению в войсках разных стран. Квадратный островерхий суконный капюшон с длинными лопастями позволял укутывать в непогоду шею даже при надевании башлыка на высокую шапку. Специальным указом военного министерства Российской империи башлык был введен во второй половине XIX века как часть обмундирования во всех пехотных подразделениях царской армии. В 1881 г. весь отряд французских войск, посланный в Тунис, был снабжен башлыками. Надо сказать, что и в годы Великой Отечественной войны этот головной убор входил в обмундирование казачьих кубанских частей.
Такой подарок особенно важен музею, и не только потому, что мы готовим выставку, посвященную 100-летнему юбилею начала 1 мировой войны. Приходит понимание того, что старательно вычеркнутая когда-то из нашей истории война непозволительно мало сохранила вещей той эпохи и сегодня любой предмет, связанный с 1-ой мировой, оценивается очень высоко.
Огромной удачей для любого музея в настоящий момент являются культурные ценности из ткани или одежда, которые в хорошем состоянии сохранности можно встретить достаточно редко, если вообще такие вещи появляются. Ирина Егорова подарила нам настоящий купеческий сюртук, сшитый из черного кастора (этот материал мы услышали и увидели впервые). Как рассказала Ирина, владельцем сюртука был ее прадед Яков Яковлевич Тимофеев (1865-1935), который проживал на Урале, в Верхнем Уфалее, где занимался продажей чая, работал коммивояжером. По моде XIX века, распространенной в купеческой среде, он носил сюртук, который после его смерти бережно сохраняли наследники. Длинный, с лацканами, этот предмет верхней одежды носился летом вместе с жилетом и с крахмальным бельем (рубашкой или пристяжной манишкой) и галстуком. К сюртуку полагались черные ботинки на шнуровке либо штиблеты, цилиндр, котелок, фетровая либо соломенная шляпа. Характерным элементом сюртука являются пуговицы: очень маленькие, размером в двухкопеечную монету, плоские, обтянутые матовым шелком, они располагаются по три на борту и две декоративные - сзади по линии талии. Весьма непривычно для нас расположены карманы сюртука: они сделаны сзади, внутри фалд.
Ирина передала нам сюртук, как будто почувствовав необходимость в нем: не успев поступить в фонды, новый экспонат сразу же занял почетное место на временной выставке «Провинциальный фотосалон» и, мы, безусловно, рады представить ценный предмет на обозрение нашим посетителям.
Примечательно, что дары музею передают не только взрослые люди, но и молодёжь. Замечательный подарок сделал студент исторического факультета НФИ КемГУ Бубнов Никита, который поделился с нами частью своей нумизматической коллекции. Проволочные серебряные копейки и деньги периода правления царей Ивана III, Ивана IV, Бориса Годунова, Фёдора I, Алексея и Михаила Романовых, а также редкая медная монета Золотой Орды с двуглавым орлом правления хана Джанибека пополнили наши фонды.
Сегодня собрание музея-заповедника составляет более 18 тысяч экспонатов и немалая часть из них сформирована на основе добровольных пожертвований жителей Новокузнецка. Мы высоко ценим, выражаем сердечную благодарность и говорим огромное спасибо всем друзьям музея. Ведь благодаря вашим дарам пополняются музейные фонды и появляются новые коллекции. А самое главное можно уверенно говорить – традиция делать ценные подарки музеям не ушла в далекое прошлое, благотворительность жива и находит отклик в душах людей. И.о. директора музея-заповедника «Кузнецкая крепость» Вертышева Елена.