Учреждения культуры региона, АНО «Ресурсный центр Регион Инфо», при поддержке Фонда ...

С 3 сентября по 20 сентября 2024 года, в музее-заповеднике «Кузнецкая крепость» (проезд ...

При оформлении билета непосредственно в кассе музея Посетителю необходимо предъявить кассиру ...

«Восстал дух Русской земли! Он спал богатырским сном и пробудился

в величественном ...

С 5 марта в музее-заповеднике «Кузнецкая крепость» (проезд Крепостной, 1), в рамках ...

"ЖИВЫЕ" КВЕСТЫ | ...

Учреждения культуры региона, АНО «Ресурсный ...

Национальный проект
Национальный проект ...
Тематические мероприятия и экскурсии в пространстве выставки  «Вечно достопамятный 1812»
Тематические мероприятия ...

С 3 сентября по 20 сентября 2024 года, в ...

Участникам СВО
Участникам СВО

При оформлении билета непосредственно в кассе ...

Вечерние экскурсии по четвергам
Вечерние экскурсии по ...
Служба по контракту
Служба по контракту
Выставка
Выставка "Там, где росы ...
Открытие выставки «Вечно достопамятный 1812»
Открытие выставки «Вечно ...

«Восстал дух Русской земли! Он спал ...

Постоянная экспозиция
Постоянная экспозиция ...
Постоянная экспозиция
Постоянная экспозиция ...
Служба по контракту
Служба по контракту
Международная выставка-форум
Международная ...
Служба по контракту
Служба по контракту

Служба по контракту
Служба по контракту

Выставка
Выставка "Изба красна ...

С 5 марта в музее-заповеднике «Кузнецкая ...

Во второй половине XIX - начале XX веков во внешнем облике дамы неизменно присутствовало множество аксессуаров – украшения, сумочки, перчатки, веера, зонты и прочее.

Виртуальная выставка «Дамские штучки» представляет коллекцию сумочек конца XIX - начала XX веков и несколько фотографий второй половины XIX - начала XX веков из фондов музея-заповедника «Кузнецкая крепость», представляющих такой модный атрибуты эпохи, как зонт.

 

Непременным атрибутом женского костюма была сумочка, которая подбиралась соответственно платью, шляпе, перчаткам, а также, собственно, назначению выхода - будь то прогулка, поход по магазинам, светский визит, торжественное мероприятие.

Первые женские сумочки как явление появились во Франции в XVIII веке и, в первую очередь, предназначались для рукоделия, которое носили с собой. Название маленьких женских сумочек, похожих на мешочки, происходит от французского слова «ridicule», что переводится как «смехотворный».

В XIX веке сумочки традиционно остаются небольшого размера, что связано, в первую очередь, с особенностями социального статуса женщин. Для дамы все необходимое помещалось в такой сумке – платок, нюхательная соль, зеркальце или пудреница. Все прочее обеспечивал находящийся рядом мужчина – отец, супруг. Сумочки были сшитые из ткани, вязаные, плетеные из бисера, закрывались с помощью шнурка, который стягивал верхнюю часть сумки.

Во второй половине XIX века появляются металлические застежки – «фермуары» (франц. «fermer» - закрывать). Сумочки, по большей части остаются прежнего вида – небольшие тканевые, сшитые или вязаные, украшенные вышивкой, бисером, жемчугом.

На фотографии супругов Шерлаимовых, хранящейся в фондах МАУК МЗ «Кузнецкая крепость», можно увидеть именно такую сумочку-ридикюль с металлическим фермуаром. 

Фото 1. Фотография черно-белая на паспарту. Портрет в полный рост Сергея Шерлаимова с супругой. Из семейного архива Шерлаимовых. к. XIX – н. XX вв. Картон, фотобумага, чернила - фотопечать, печать типографская, тиснение. 10,9*16,8 см (паспарту), 9,9*13,5 см (фото). Российская империя, Пермская губ, г. Шадринск, фотосалон С. Мамаева. МЗ КК КП 2956/2. Ф.9, оп.1, №2

К концу XIX века общественное положение женщины значительно изменяется: женщина могла путешествовать самостоятельно, осваивать некоторые профессии. В связи с этим сумочка из статусного аксессуара преобразуется в функциональный предмет гардероба. Они становятся и более практичными – кожаными с металлическими застежками. По размеру сумки сохранятся как небольшие формы, так и появляются более вместительные экземпляры.

На фото из фондов МАУК МЗ «Кузнецкая крепость» начала XX века сестер Курбатовых Юлии Николаевны и Евгении Николаевны и на фото дамы с детьми изображены небольшие кожаные сумочки с металлическими застежками и ручками в виде цепочек.

Фото 2. Черно-белая фотография на паспарту. Парный портрет Курбатовой Юлии Николаевны и Курбатовой Евгении Николаевны. Из архива Курбатовых. 1908 г. Фотобумага, картон – фотопечать. Паспарту 10,5*6,3 см., фотография 9*5,5 см. г. Тара. МЗ КК КП 1803/7, Ф.8, оп.1, №7

 

Фото 3. Фотография черно-белая на паспарту с надписью «CABINET-PORTRAIT». Групповой семейный портрет с изображением женщины и четырёх детей в полный рост. 1904 г. Картон, фотобумага – фотопечать. 10,7*14 см. Российская империя. МЗ КК КП 1731, Ф.7, оп.6, №22

На фотографиях семьи Биро и семьи Пахомовых в руках у женщин уже более объемные кожаные сумки с ручками в виде кожаного ремешка.

Фото 4. Фотография чёрно-белая. Парный портрет мужчины и женщины у стойки. Афанасий и Надежда Пахомовы. н. XX в. Российская империя. Фотобумага, картон – фотопечать. 13,7*8,8 см. МЗ КК КП 1265, Ф.1, оп.1, №4

 

Фото 5. Черно-белая фотография. «Групповой портрет трех поколений». Семья Биро. н. XX века. Российская империя. Фотобумага, картон – фотопечать. 23,9*18 см. МЗ КК КП 321, Ф.7, оп.2, №4.

Несмотря на все социальные изменения дамы по-прежнему посещают светские мероприятия, театр. И здесь сумочка остается в первую очередь элегантным аксессуаром, несмотря на изменения в моде.

Большую популярность в конце XIX - начала XX веков приобретают сумочки из металла, выполненные в разных техниках. Часто для их изготовления применялись и драгоценные металлы – золото и серебро, а также драгоценные или полудрагоценные камни.

В коллекции музея хранятся несколько таких сумочек.

Сумочка театральная, украшенная стеклянными гранеными камнями с ручной цепочкой – выполнена на сетке из белых нитей, на которую закреплены металлические гнезда с прозрачными стеклянными ограненными вставками. Застежка – фермуар и ручка в виде цепочки.

Фото 6. Сумочка театральная, украшенная стеклянными гранеными камнями с ручной цепочкой. к. XIX – н. XX вв. Стекло, металл, ткань - промышленное изготовление. 13*14*2,5 см. МЗ КК КП 409, В 440.

Сумочка в виде саквояжа из серебра с имитацией тканевого плетения, механической застежкой-кнопкой и ручкой в виде цепочки. Внутри синяя тканевая подкладка. Сумочка делится на три отделения жесткими перегородками.

Фото 7. Сумочка дамская. 1884 г. Серебро 875°, шелк. 7,5*5,4*3 см. Российская империя, г. Москва. МЗ КК КП 342, В 387.

Серебряная сумочка из сплетенных металлических пластин. Полотно сумочки представляет собою ряды маленьких металлических пластинок с вогнутыми сторонами, которые крепятся своими углами на плоские кольца. Застежка – фермуар, ручка в виде цепочки с кольцом. Кольцо на ручке сумочки предполагало ношение ее на пальце.

Фото 8. Сумочка. 1908-1917 гг. Серебро 875° - штамп. 13,4*13,2 см. МЗ КК КП 656, В 616.

Не менее элегантным элементом женского образа был зонт.

Изначально функциональным назначением зонтов была защита от солнца. Об этом свидетельствуют и сами названия: umbrella (лат.) – «маленькая тень», parasol (франц.) – «щит от солнца». Происхождение русского слова «зонтик» ведут с петровских времен, считается, что оно происходит от голландского слова «zonnedek», означавшего навес от солнца на кораблях.

Настоящий пик популярности дамских зонтиков приходится именно на XIX век. Загорелое лицо и руки считались признаками дурного тона. Зонт был изящным атрибутом любой прогулки и использовался либо по назначению – как защита кожи от солнечных лучей, либо как трость (причем как мужчинами, так и женщинами).

Использовать зонт как защиту от дождя стали уже в XIX веке, но дамские зонтики по-прежнему остаются именно защитой от солнца, потому как на прогулки в дождь не выходили, а по делам перемещались в экипажах. Защитой от дождя служили для женщин накидки и плащи.

Зонты изготавливались на деревянном, костяном, а с середины XIX века - и на металлическом каркасе. Материи были самыми различными, как светлых, так и темных тонов, с отделкой тесьмой, кружевами, бахромой и даже мехами для зимнего варианта. Ручки зонтов варьировались от простых до изысканных, изготавливаемых из кости, дерева, металла, панциря черепахи. К ручке крепилась петля или кольцо для ношения на руке.

Дамские зонты были меньше мужских в диаметре, но с более высокими ручками. Причиной этому была мода на объемные дамские шляпки. К началу XX века конструкция шляпок повлияла и на конструкцию самого зонта – купол его приобрел более выпуклую форму.

В коллекции фотографий музея-заповедника «Кузнецкая крепость» хранится фото двух девочек с зонтом темного цвета, который применялся и в качестве трости, судя по длине верхней части.

Фото 9. Фотография чёрно-белая матовая на паспарту. Парный фотопортрет двух девочек в полный рост. к. XIX - н. XX вв. Фотобумага, картон – фотопечать. 16,6*10,8 см. Россия, г. Санкт-Петербург. МЗ КК КП 788, Ф.7, оп.5, №3

На другом фото из фондов музея дама с собакой в элегантном платье с темной отделкой воротника и рукавов, в тон отделке платья - шляпка и зонт темных тонов.

Фото 10. Фотография чёрно-белая матовая на паспарту. Портрет женщины с собакой в полный рост. к. XIX - н. XX вв. Фотобумага, картон – фотопечать. 16,3*10,7 см. г. Москва. МЗ КК КП 793, Ф.7, оп.3, №9.

Летние зонтики делались из белого или цветного шелка с кружевами и вышивкой ришелье, даже из ситца, но непременно с кружевами, оборками, бахромой и лентами.

На фотографии из музейных фондов купчиха Ольга Леонидовна Окулова держит в руке летний зонт. Зонт не отличается особым богатством отделки, но имеет значительную высоту, ажурную петлю для ношения и подобран в тон платью и обуви.

Фото 11. Черно-белая фотография. Купчиха О. Л. Окулова с сыновьями, Евгением и Иваном. 1913-1914 гг. Фотобумага, картон – фотопечать. Российская империя, Томская губерния, г. Кузнецк. МЗ КК КП 600, Ф.7, оп.2, №21

Дамские аксессуары постепенно трансформируются от вещей, маркирующих социальный статус, до функциональных элементов гардероба. Но во все времена они отличаются изяществом, элегантностью и строго соответствуют прочим элементам наряда женщины и обстановке, в которой она находится.

Выставка подготовлена с.н.с. выставочного отдела Ю. В. Костюченко. Фото художника-фотографа Ю. Н. Сычевой.

 

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Новости

04/09/2024
zhivye-kvesty-istoricheskie-kvesty-s-dopolnennoj-realnostyuУчреждения культуры региона, АНО «Ресурсный центр Регион Инфо», при поддержке Фонда...
17/06/2024
otkrytie-vystavki-vechno-dostopamyatnyj-1812 «Восстал дух Русской земли! Он спал богатырским сном и пробудился в величественном могуществе...
11/06/2024
den-rossii-v-kuznetskoj-kreposti 12 июня 2024 года, в музее-заповеднике «Кузнецкая крепость» (проезд Крепостной, 1)...
06/06/2024
vystavka-dvizhenie-sestjor-miloserdiya-v-sibiri Выставка посвящена истории деятельности сестер милосердия в Сибири в конце XIX – начале XX...
03/06/2024
vystavka-kudryavoj-struzhki-zavitok 30 мая 2024 года в музее-заповеднике «Кузнецкая крепость» открылась выставка...
21/05/2024
vystavka-170-let-so-dnya-rozhdeniya-generala-putilova-p-nС 24 мая 2024 года, в музее-заповеднике «Кузнецкая крепость» (проезд Крепостной, 1) работает...
08/05/2024
otkrytie-vystavki-dobrye-dela 15 мая 2024 года, в 16:00, в музее-заповеднике «Кузнецкая крепость» (проезд Крепостной, 1)...
Купить билет