«Светлый лик»

В экспозиции виртуальной выставки представлены иконы из собрания музея-заповедника «Кузнецкая крепость», отреставрированные в 2012-2016 годах руками художника-реставратора Екатерины Григорьевны Боровинских (ГАУК «Томский областной краеведческий музей им. М.Б. Шатилова»).

Результатом этой работы стало возрождение к жизни  тридцати трех икон периода XIX – начала XX веков, имеющих культурную, историческую и художественную ценность. Большинство этих икон поступило в музей в 1990-е годы от частных лиц, некоторые лики находились в аварийном состоянии, часть икон содержала следы предыдущих реставраций. Все иконы имели различного рода утраты, осыпи, шелушения, вздутия.

В ходе проведения реставрационных работ производилось укрепление красочного слоя, левкаса и грунта рыбьим клеем, расчистка от загрязнений и потемневшего лака, в местах утрат подводился реставрационный грунт. Позже реставрационные вставки и потертости красочного слоя были тонированы при помощи акварели, темперной краски. Во время расчистки нередко освобождалось авторское письмо.

Для того, чтобы укрепить множество сквозных и поверхностных трещин, необходимо было их заделать, заполнив наполнителем и клеем. Процедура проводилась в несколько приемов, с просушкой каждого слоя в течение суток. Некоторые иконы были подвергнуты антисептической обработке против жуков-точильщиков.

Благодаря кропотливому труду опытного реставратора посетители сайта музея могут увидеть  18 самых интересных работ. На этих иконах изображены наиболее почитаемые в России сюжеты, среди которых «Богоматерь Тихвинская», «Распятие Христа», «Рождество Пресвятой Богородицы», «Богоматерь Феодоровская», «Спас Нерукотворный», православные праздники.

Особенностью данного выставочного проекта является возможность увидеть на фотографиях состояние этих икон до реставрации.

Выставка «Светлый лик» не просто знакомит зрителя с новыми произведениями из музейных фондов – она раскрывает невидимый для глаза посетителей труд реставраторов, занимающихся возрождением к жизни экспонатов живописи. В каждом из восстановленных произведений – кропотливый труд и следование четкому правилу «не навреди», которое ни в кое мере не должно перевешивать желание сделать как можно красивее.

 

   
Неизвестный художник. Икона – подокладница «Спас Вседержитель». Конец XIX – начало XX вв. Дерево, грунт, масло
После реставрации
Неизвестный художник. Икона – подокладница «Спас Вседержитель». Конец XIX – начало XX вв. Дерево, грунт, масло. 
До реставрации

СПАС ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ или Пантократор - центральный образ в иконографии Христа, представляющий Его как Небесного Царя и Судию. Спасом (что значит Спаситель по старославянски) Господа называют за то, что он спас человечество от первородного греха, совершённого прародителями Адамом и Евой, искупив его ценой своих страданий во время Страстей Христовых. Слово Пантократор равнозначно слову Вседержитель, ведь с греческого языка Пантократор переводится как Всесильный, Всемогущий.

Образ Пантократора сформировался еще на заре христианской иконописи. Самой первой иконой Господа Вседержителя стала поясная энкаустическая икона Христоса Пантократора в египетском монастыре Святой Екатерины на полуострове Синай (середина VI века). На ней Спаситель изображён в теперь уже ставшей типичной для иконографии Вседержителя позе: правая рука Его благословляет, в левой Иисус Христос держит Евангелие.

На подокладнице из музейного собрания Спаситель изображен по пояс, облачен в гиматий и хитон. Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества: у Него прямые гладкие волосы, спускающиеся на плечи, небольшие усы и короткая борода. Правая Его рука благословляет, левая поддерживает раскрытое Евангелие.

 

   
Неизвестный художник. Икона «Преподобный Нифонт». Дерево, левкас, темпера. XIX в. После реставрации
Неизвестный художник. Икона «Преподобный Нифонт». Дерево, левкас, темпера. XIX в.  До реставрации

Пре­по­доб­ный Ни­фонт, епи­скоп Кипр­ский (IV), ро­дил­ся в Па­фла­го­нии, об­ра­зо­ва­ние по­лу­чил в Кон­стан­ти­но­по­ле. В дет­стве он был крот­ким и доб­рым, ча­сто по­се­щал цер­ков­ную служ­бу. Но в юно­сти он стал ве­сти раз­гуль­ную и гре­хов­ную жизнь. Вре­ме­на­ми, при­хо­дя в се­бя, он ужа­сал­ся глу­бине сво­е­го па­де­ния, но, по­ла­гая, что ему уже не по­лу­чить про­ще­ния, про­дол­жал нече­сти­вую жизнь. Од­на­жды он встре­тил сво­е­го дру­га, ко­то­рый дол­го с удив­ле­ни­ем смот­рел на его ли­цо. На во­прос Ни­фон­та, че­му он удив­ля­ет­ся, друг от­ве­чал: «Я ни­ко­гда не ви­дел ра­нее у те­бя та­ко­го ли­ца, оно чер­ное, как у эфи­о­па». Эти сло­ва по­ка­за­ли Ни­фон­ту глу­би­ну его па­де­ния, и он стал взы­вать к Бо­жи­ей Ма­те­ри, про­ся Ее за­ступ­ни­че­ства. По­сле дол­гой мо­лит­вы он уви­дел, что Лик Бо­жи­ей Ма­те­ри на свя­той иконе про­свет­лел и Она улыб­ну­лась. С тех пор Ни­фонт непре­стан­но мо­лил­ся Ца­ри­це Небес­ной. Искренне раскаявшись, юноша полностью изменился, проводил время в молитве и вскоре принял иноческий постриг.

Эта борь­ба бы­ла дол­го­лет­ней, на свя­то­го Ни­фон­та мно­го раз на­па­да­ли бе­сы, но с по­мо­щью Бо­жи­ей он пре­одоле­вал их. От Гос­по­да он по­лу­чил дар раз­ли­чать про­ис­ки лу­ка­вых ду­хов и по­беж­дать их, а так­же ви­деть ис­ход душ по­сле смер­ти. Уже в ста­ро­сти, при­дя в Алек­сан­дрию, он был в ви­де­нии ука­зан Пат­ри­ар­ху как до­стой­ный при­нять епи­скоп­ский сан. Его по­ста­ви­ли во епи­ско­па го­ро­да Кон­стан­ции на Ки­п­ре. Од­на­ко епи­ско­пом он про­был недол­го. О вре­ме­ни сво­ей смер­ти свя­ти­тель Ни­фонт узнал за три дня. Пе­ред кон­чи­ной его по­се­тил свя­ти­тель Афанасий Великий. На смерт­ном од­ре свя­той спо­до­бил­ся уви­деть Ан­ге­лов и Пре­чи­стую Бо­жию Ма­терь.

Дни памяти: 5 января (23 декабря по старому стилю)

В центре иконы изображен святой в образе епископа – в святительском облачении с развернутым свитком в руках. По сторонам нимба надпись: «Преподобный Нифонт».
На свитке помещена надпись, придающая произведению дидактическую окраску: «Господи, Боже сил, даждь оставление грехов всякой дущи, идъже имя Нифонтово наречено будет. Проклят, кто оставит церковь Божию и последует русалиям…». Поклонение Преподобному Нифонту - бесопрогонителю основывалось на необходимости избавить людей от последования языческим русалиям и всем пережиткам язычества.
«Русалии» - моления и поклонение русалкам - отмечались 4 раза в году. Славянский календарь содержал два основных цикла русалий - зимний (12 дневный цикл) и летний.

   
Неизвестный художник. Икона «Тихвинская икона Божией Матери». XIX в. Дерево, левкас, темпера.
После реставрации
Неизвестный художник. Икона «Тихвинская икона Божией Матери». XIX в. Дерево, левкас, темпера.
До реставрации

Тихвинская икона Божьей Матери — одна из особо почитаемых в России чудотворных икон Богородицы. Написана, по преданию, евангелистом Лукой еще при земной жизни Богородицы. Икона существует в нескольких списках, находящихся в различных городах. Она стала, по сути, иконографическим подтипом образа Одигитрии (Путеводительницы).

До XIV века икона находилась в Константинополе, пока в 1383 году неожиданно не исчезла из Влахернского храма. Согласно летописи, в этом же году на Руси икона явилась при благоверном великом князе Дмитрии Ивановиче Донском перед рыбаками на Ладожском озере близ города Тихвина, в Новгородской области, где для нее была сооружена церковь Успения. На протяжении XVI-XVII веков сказание о Тихвинской иконе обогащалось новыми историческими сведениями и чудесами. Не раз спасала она Тихвинскую обитель от шведов, осаждавших монастырь с 1613 по 1615 год. Всякий раз по молитвам отчаявшихся защитников Пресвятая Богородица своим заступничеством помогала им обращать в бегство в несколько раз превышающие силы противника. С тех пор икона считается покровительницей северо-западных земель России.

В  XIX веке Тихвинская икона почиталась по всей России, особенно к ней обращались при болезнях детей. В Тихвинском монастыре ежегодно совершалось 24 крестных хода с чудотворной иконой. В 1836 г. для чудотворной иконы была пожертвована драгоценная риза из чистого золота. Её украшали драгоценные камни. Списки с чудотворной иконы расходились по всей Руси. Чудотворная Тихвинская икона из Тихвинского монастыря в настоящее время торжественно возвращена из Чикаго (США) на её историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

Празднование — 26 июня (9 июля).

По иконографии Тихвинская Одигитрия отличается изображением скрещенных ног Младенца Христа с развернутой к зрителю подошвой. Изображение Богоматери поясное. Правой рукой Мария указывает на младенца, левой обнимает его. Голова наклонена чуть влево, фигура в левом 3/4 повороте. Младенец сидит на левой руке Матери. Ноги Младенца согнуты в коленях, и Его правая стопа находится под левой. Правая рука Христа сложена в благословляющем жесте, левая лежит на правом колене. На нимбе Христа традиционные буквы в перекрестье: «WOH» (Аз есмь сый). В верхних углах надписи «МР» и «ΘY» (Матерь Божья). Рядом с головой Христа надписи IC XC. На нижнем поле надпись (в пер. с церковнославянского): «Образ Тихвинской Пресвятой  Богородицы».

 

   
 Неизвестный художник. Икона «Святой Георгий Победоносец». Конец XIX – начало XX вв. Дерево, левкас, темпера.
После реставрации
Неизвестный художник. Икона «Святой Георгий Победоносец». Конец XIX – начало XX вв. Дерево, левкас, темпера.
До реставрации 

Великомученик Георгий родился в одном из палестинских городков под названием Лидда. Его родители обладали хорошим достатком. Отца, проповедующего христианство, убили за веру, а мать, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь еще не родившегося ребенка, бежала в Сирийскую Палестину. С раннего детства Георгий отличался от своих сверстников силой. После состоял на службе у императора Диоклетиана, который считался хорошим правителем, за исключением того, что он являлся приверженцем язычества. Результатом этого было гонение христиан. Не миновала эта судьба и Святого Георгия. После семидневных пыток, издевательств и насилия ему отрубили голову.

Чаще всего на иконах Георгий изображен сидящим на белом коне и убивающий копьем змея, символизируя победу над дьяволом. Уже в XII веке известен образ, посвященный чуду о змие, произошедшему после смерти святого. Георгий, восседающий на коне, поражает страшного змея, поселившегося недалеко от родных мест святого и наводившего ужас на всю округу. Рядом со змием изображается дочь правителя, которую по жребию отдали на съедение чудовищу. Смысл, который воплотила в себе икона Георгия Победоносца, предельно ясен и символичен: как Святой победил змея, так и христианская Церковь с помощью многочисленных чудес и всепоглощающей любви к ближнему положила конец многовековому террору язычества.

На сегодняшний день чудотворная икона Георгия Победоносца утеряна. Согласно старинному описанию из рукописей 1649 года, принадлежащих Владычному девичьему монастырю, ее размер составлял в высоту 1 аршин 5 вершков, а в ширину - 15 вершков. Ходило поверье, что установленная перед иконой свеча возгоралась сама собой перед нашествием татар. Во Владычнем монастыре (г. Серпухов) сейчас хранится современная копия, которая с 2000 года периодически мироточит.

Можно предположить, что явление святого Георгия на коне для защиты жителей от змея, послужили поводом к почитанию святого Георгия покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей.

В дореволюционное время в день памяти святого Георгия Победоносца жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой. День великомученика Георгия в народе еще называют — «Юрьев день», в этот день, до времен царствования Бориса Годунова, крестьяне могли переходить к другому помещику.
Св. Георгий — покровитель воинства. Изображение Георгия Победоносца на коне символизирует победу над диаволом — «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2). Это изображение было включено в древний герб города Москвы.

Память 23 апреля, 3 ноября по старому стилю (6 мая, 16 ноября по новому стилю)

 

Неизвестный автор. Икона «Великомученик Антипий».XIX в. Дерево, левкас, темпера.
После реставрации
Неизвестный автор. Икона «Великомученик Антипий».XIX в. Дерево, левкас, темпера.
До реставрации

 

Священномученик Антипа (I век) – епископ Пергамский. Святой принял мученическую смерть во второй половине I века в городе Пергам. В античные времена Пергам являлся центром поклонения богу врачевания Асклепию (Эскулапу). Согласно греческой мифологии Асклепий был настолько искусным врачом, что мог воскрешать людей из мертвых. В святилище бога – асклепионе – оказывали медицинскую помощь. Культ Асклепия в первые века христианства приобрел наибольшую популярность среди других религиозных культов. В Пергаме поклонялись и другим языческим богам.

В тексте, который посвящен Мучению святого, включенный митрополитом Макарием в Великие Четьи Минеи, повествуется о том, что языческие боги потеряли свою силу из-за молитвы и праведной жизни епископа Антипы. Правитель Пергама приказал святому принести жертвы языческим богам, поскольку древние культы, в отличие от недавно появившейся веры в Иисуса Христа, освящены традицией. На что святой Антипа ответил, что Каин был древнейшим человеком, однако он убил брата. Разгневанный отказом правитель повелел бросить святого в раскаленного быка, где Антипа принял мученическую смерть.

На Руси святой почитался как целитель зубной боли, поскольку в греческих богослужебных книгах сообщалось о том, что по молитве к Антипе Пергамскому Господь избавляет от зубной боли. Эти представления перешли в русские богослужебные тексты.

В византийском и русском искусстве священномученик Антипа Пергамский изображается в виде старца с седыми волосами и бородой средних размеров, в святительских одеждах – фелони и омофоре – с евангелием или свитком в руке.

День памяти священномученика Антипы Пергамского – 24 апреля (11 апреля по старому стилю.

По сторонам нимба Антипия помещена надпись с именем святого. Антипий изображен с предстоящими святыми Нифонтом и Моисеем. В левой руке Антипий держит Евангелие, а правая поднята в благословляющем жесте.

Неизвестный автор. Икона «Рождество Пресвятой Богородицы».XIX в. Дерево, грунт, масло.
После реставрации
Неизвестный автор. Икона «Рождество Пресвятой Богородицы». XIX в. Дерево, грунт, масло.
До реставрации

Рождество Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью как день всемирной радости. Согласно церковному Преданию, Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом галилейском городе Назарете. Родителями Её были праведные Иоаким и Анна. Супруги были бездетны, но не теряли надежды, что Господь может разрешить неплодство Анны даже в её преклонном возрасте. Они горячо молились и просили Господа даровать им дитя, которое обещали посвятить Богу для служения в храме. И Господь услышал их молитвы: Праведная Анна зачала и разрешилась дочерью Марией – будущей Пресвятой Богородицей. Рождение Богородицы стало началом спасения рода человеческого от диавола. Рождество Пресвятой Богородицы является символом начала новой жизни.

День празднования: 21 сентября (8 сентября по старому стилю).

Икона написана маслом на доске. Письмо академическое, неканоническое. В основе данного стиля лежит религиозная живопись западной Европы, подобные иконы были распространены на рубеже XVIII-XIX.вв., вплоть до революции.

В результате аварии отопительной системы рисунок иконы был полностью скрыт под побелевшим лаком. Но именно благодаря толстому слою лака, нанесенному при создании произведения, реставратор полностью восстановила икону.

Неизвестный автор. Икона «Распятие Христа». XIX в. Дерево, левкас, темпера, позолота.
После реставрации
Неизвестный автор. Икона «Распятие Христа». XIX в. Дерево, левкас, темпера, позолота.
До реставрации

Распятие – крестная смерть Иисуса Христа, великая искупительная жертва, принесенная воплотившимся Богом ради спасения всего рода людского. Это – кульминация не только Страстной Седмицы, но и всей земной жизни Христа. Образ Распятия – воплощение сути христианского вероучения, символ самой христианской веры.

Изобразить Распятие таким, каким оно должно запечатлеться в человеческой памяти, - великой жертвой, несущей надежду на спасение, - нелегкая задача, поэтому иконописный канон Распятия формировался довольно длительное время. Первые изображения Распятия появились в V-VI вв. и были весьма условны. Постепенно на иконах, запечатлевающих образ Распятия, стали появляться детали этого события, подробно описанные евангелистами. Канон, объединивший величие предстоящей победы Иисуса Христа над смертью с изображением предсмертных мучений, утвердился только к XI веку.

В центре иконы изображен крест с распятым Иисусом Христом. Над крестом - Бог Саваоф и парящие ангелы со свитками в руках. По бокам от креста стоят в позах скорби Богородица, сопровождавшая ее Мария Магдалина, любимый ученик Христа, Иоанн Богослов, римский сотник Лонгин, постигший праведность распятого. Поле украшает богатый геометрический орнамент, на поле изображены фигуры Предстоящих святого Николая, Пресвятой Евдокии, святого Ермолая и святой мученицы Екатерины. Поросший травой холмик с черепом Адама у подножия креста символизирует гору Голгофу, на которой произошла казнь.

 

Икона «Воскресение Христово и Сошествие во ад с 12 праздниками». XIX в. Дерево, левкас, темпера, позолота.
После реставрации
Икона «Воскресение Христово и Сошествие во ад с 12 праздниками». XIX в. Дерево, левкас, темпера, позолота.
До реставрации

На иконе изображены христианские праздники. В клеймах по периметру иконы расположены двенадцать основных церковных праздников.

В верхних клеймах находятся: Рождество Богородицы, празднуется 8 (21) сентября, Введение во Храм Богородицы, празднуется 21 ноября (4 декабря), Благовещение Пресвятой Богородицы, празднуется 25 марта (7 апреля), Рождество Христово празднуется 25 декабря (7 января).

В средних клеймах: Сретение Господне,  празднуется 2 (15) февраля; Богоявление Господне или Крещение Господне, празднуется 6 (19) января; Вход Господень в Иерусалим, празднуется за неделю перед Пасхой в воскресенье, в России этот праздник имеет второе название - Вербное воскресенье; Преображение Господне, празднуется 6 (19) августа, в России принято ещё одно распространённое название этого    праздника - Яблочный Спас.
В нижних клеймах: Вознесение Господне, празднуется на 40-й день после Пасхи;
День Святой Троицы, празднуется в 50-й день после Пасхи, также именуемый как  Сошествие Святого Духа; Воздвижение Честного и Животворящего Креста, празднуется 14 (27) сентября; Успение Богородицы, отмечается 15 (28 августа).

В центре иконы изображен главный православный праздник Пасха, более почитаемый Православной Церковью, чем двунадесятые праздники, со сценой  Сошествия во ад воскресшего Христа.

Икона четырехчастная: «Распятие Христово, с 4-мя избранными чудотворными образами Богородицы». XIX в. Дерево, левкас, темпера.
После реставрации
Икона четырехчастная: «Распятие Христово, с 4-мя избранными чудотворными образами Богородицы». XIX в. Дерево, левкас, темпера.
До реставрации

С конца XIV века на Руси стали появляться четырехчастные иконы, где на одной доске изображались четыре различные иконы. Это могли быть изображения евангельских сюжетов, поясных изображений святых или же икон Богоматери. Иконы Богородицы нередко разделялись распятием Иисуса Христа. Во многих источниках упоминается, что они уже были в Новгороде в XV веке.

В среднике – Распятие Господне. В клеймах слева направо и сверху вниз:

1. «Умягчение злых Сердец».

Образ Богоматери «Умягчение Злых Сердец», в основе которого лежит икона «Богоматерь Ченстоховская», получает распространение в России после 1813 г. За освобождение Ченстохова от французов настоятель Ясно-горского монастыря преподнес генералу от инфантерии барону Ф.В. Остен-Сакену копию почитаемой католиками Ченстоховской иконы. Переданная главнокомандующему русскими войсками М. И. Кутузову, она была вложена последним в петербургский Казанский собор. С этого момента многочисленные повторения «Ченстоховской», более известные под названием «Умягчение Злых Сердец», разошлись по России. Терпимость, проявленная к копии с ченстоховского образа, объясняется византийским происхождением древнего первоисточника и поклонением ему с XII в. православных в Галицкой Руси. На иконе «Богоматерь Умягчение Злых Сердец» изображена полуфигура Марии с сидящим Младенцем на левой руке. Их главы увенчивают золотые короны. На ее груди изображен круг с голубем. Младенец показан в царских одеждах. В левой руке он держит Евангелие, благословляя правой рукой. В нижней части иконы — ордерный парапет с золотыми вратами-дверками.

2.  Икона Богоматери «Утоли моя печали» была привезена в Москву казаками в 1640 году при царе Михаиле Федоровиче и находилась в церкви Святителя Николая, что на Пупышах в Садовниках. В этой церкви хранились записи о многих чудесах, происходивших от чудотворной иконы Богоматери, но пожаром 1771 года все документальные свидетельства были уничтожены. После разрушения богоборческой властью в 30-е годы ХХ столетия Никольского храма в Садовниках образ Божией Матери перенесли в московский храм во имя Святителя Николая в Кузнецкой слободе, где он находится и ныне. Отличительная особенность иконы Утоли моя печали – Богомладенец держит в руках развёрнутый свиток, Божия Матерь одной рукой подпирает щёку.

3. Икона Божией Матери «Избавление от бед страждущих». Название иконы Богоматери лежит от веры христиан, что Божия Матерь помогает избавиться от бед и несчастий всем, кто с молитвой обращается к Ней за помощью. Так, в молебном каноне к Пресвятой Богородице есть слова: «Богородица Владычица, поспеши и от бед избавь нас» (Песнь 3-я). Иногда икону Богоматери называют «От бед страждущих». По преданию, владелец иконы " От бед страждущих " овдовел и был на пороге полной нищеты. Усердная молитва перед этой иконой спасла его от отчаяния и устроила судьбу его детей-сирот.

4. Икона Божией Матери «Взыскание погибших». Создание образа относится к XVII веку. Название иконы возникло под влиянием повести «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане» (VII век): молясь перед образом Богоматери, Феофил именовал её «Взыскание погибших». На Руси история Феофила была известна с XVII века. Почитание икон с таким названием началось на Руси с XVIII века. Один из наиболее известных списков иконы Божией Матери «Взыскание погибших» находится в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Москва). Празднование иконе совершается Русской православной церковью 18 февраля (5 февраля по старому стилю).

Неизвестный художник. Икона «Спас Нерукотворный с приписными святыми».XIX в. Дерево, левкас, темпера.
После реставрации
Неизвестный художник. Икона «Спас Нерукотворный с приписными святыми». XIX в. Дерево, левкас, темпера.
До реставрации

«Спас Нерукотворный» – изображение Нерукотворного Образа Спасителя, запечатленного чудесным образом на куске ткани (плате, полотенце), который в Византии называли «Святым Мандилионом», а в Древней Руси «Святым Убрусом» или «Спасом Нерукотворным». Существует два вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа "Спас на убрусе" лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа - лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором. Христос изображён в возрасте Тайной вечери. Предание относит исторический Эдесский прототип икон данного типа к легендарному плату, на котором чудесным образом проявился лик Христа, когда Он отёр им лицо. Изображение обычно оглавно.

16 августа 944 года Образ Спаса Нерукотворного был торжественно перенесен из Эдессы в Константинополь во дворцовый храм Богоматери Фаросской, где хранились важнейшие реликвии страстей – Крестное Древо, Терновый Венец, Гвозди от креста Распятия, Багряница Христа. На этот день устанавливается ежегодное празднование, посвященное этому событию. С этого момента Нерукотворный Образ становится одной из главных святынь Византийского мира. После захвата и разграбления крестоносцами Константинополя в 1204 году судьба Образа становится неизвестной.

На Руси Святой Убрус начинают почитать как истинный образ Христа сразу после крещения. Спас Нерукотворный всегда был на Руси одним из самых любимых образов. Именно его обычно писали на знаменах русских войск. Предание сообщает, что писанный на полотне образ, список с реликвии, был принесен из Византии первым епископом и просветителем Суздальской земли святым Феодором. Самая ранняя из сохранившихся – двусторонняя икона с Образом Спаса Нерукотворного второй половины XII века из Третьяковской Галереи.

Празднование Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа – 29 августа (16 августа по старому стилю).

По полям иконы справа и слева представлены святые по 2 с каждой стороны, но установить их имена после реставрации не удалось.

 
Неизвестный художник. Икона «Варвара Великомученица со сценами жития». XIX в. Дерево, левкас, темпера.
После реставрации
 Неизвестный художник. Икона «Варвара Великомученица со сценами жития». XIX в. Дерево, левкас, темпера.
До реставрации

Святая Варвара Илиопольская (ум. в 306 году) — христианская великомученица. Считается защитницей от внезапной и насильственной смерти, что в христианстве  считается наказанием, как смерть без покаяния и причастия.

Святая Варвара жила в III веке в городе Илиополе Финикийском. Её отец — Диоскур (Диоскор) — был язычником и представителем аристократии в Малой Азии при императоре Максимиане. Отличалась особенной красотой и была заперта отцом в башне, чтобы скрыть её от посторонних глаз. В период заточения святая Варвара, изучая окружающий мир, который был виден ей из окон, пришла к мысли о наличии единого Создателя. Когда отец в целях её замужества разрешил ей выходить из башни, Варвара познакомилась с христианами Илиополя и приняла крещение. Когда отец узнал о религии дочери, Варвару жестоко пытали: бичевали воловьими жилами, а раны растирали власяницей. Правитель города Мартиан дал отцу право свершить суд над дочерью, который обезглавил святую Варвару. Диоскура и Мартиана постигло возмездие, оба они были сожжены молнией. Вместе со святой Варварой была казнена святая Иулиания, открыто объявившая себя христианкой во время пыток святой Варвары.

Некий благочестивый муж захоронил тела святых Варвары и Иулиании. Через некоторое время от мощей начались исцеления от проказы. На этом месте был построен монастырь. Позднее мощи святой Варвары были перенесены в Константинополь. Согласно древнерусскому преданию, часть мощей хранилась в Киеве.

В православной церкви её память совершается 4 (17) декабря.

Варвара принадлежит к числу особо почитаемых святых жен, изображения которых были распространены в византийском и древнерусском искусстве. Традиционно святая изображается в богато украшенных одеяниях, соответствующих ее знатному происхождению, с крестом в руке.

На иконе из музейного собрания св. Варвара изображена в полный рост, на ней красный (цвет мученичества) мафорий, на голове - корона. В одной руке восьмиконечный мученический крест, в другой - свиток. В нижней части иконы расположены две житийные сцены: Приведение к царю Великомученицы Варвары (слева), Усечение головы Великомученицы Варвары (справа).

При восстановлении иконы были частично восполнены рисунки одежды св. Варвары, облака, по сохранившимся прорисям условно нарисована рука св. Варвары.

 

Неизвестный художник. Икона «София – Премудрость Божия».XIX в. Дерево, левкас, темпера, позолота.
После реставрации
Неизвестный художник. Икона «София – Премудрость Божия».XIX в. Дерево, левкас, темпера, позолота.
До реставрации

Под Премудростью или Софией понимается Сын Божий – Христос, на основе текста Книги Притчей Соломоновых: «Премудрость созда Себе Дом и утверди столпов седмь» (9: 1), пророчества Исайи (9:6) и Откровения Иоанна Богослова (10: 1). В апостольских посланиях Христос называется Божией силой и «Божией Премудростью» (1 Кор. 1: 30), а слово «Дом» указывает на Божию Матерь, через которую Христос воплотился. Такое понимание притчи Соломона положено в основу иконографии Софии – Премудрости Божией.

На иконе из музейного собрания изображен  Новгородский вариант иконографии Софии – Премудрости Божией, который представлен на храмовой иконе Софийского собора в Новгороде. В XVI веке она стала почитаться как чудотворная, ей установили специальное празднество в день Успения Божией Матери, таким образом устанавливая символическую связь: празднование храму Софии означало одновременное празднование Богородице – истинному Храму на земле Сына Божия.

На иконе в большой круглой мандорле изображена София в образе ангела с огненно красными крыльями и ликом, в золотой короне и красно-золотых одеждах, восседающая на троне. София облачена в царские одежды – далматику, на голове корона, в правой руке держит жезл, в левой – свернутый свиток, ноги опираются на подножие. Слева и справа вполоборота к Софии стоят Богоматерь с медальоном Спаса Эммануила и Иоанн Предтеча, как ближайшие свидетели воплощения Слова Божия. Вверху ангелы держат покров со звездами, в центре которого этимасия (престол уготованный) и ангелы по краям. Над Софией расположен медальон с полуфигурой Христа, благословляющего архиерейским благословением (двумя руками). На полях помещены фигуры ангела и неизвестной святой.

В ходе восстановления иконы условно обозначен полностью утраченный лик Вседержителя, дописаны лики святых, частично восстановлен рисунок по прориси короны Богоматери и Образа Софии, а также на одежде святой на правом клейме.

 

Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы». XIX в. Дерево, левкас, темпера, позолота.
После реставрации
Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы». XIX в. Дерево, левкас, темпера, позолота.
До реставрации

Введение во храм  Пресвятой Богородицы— христианский праздник, основанный на поздних апокрифах о том, что родители Богородицы святой Иоаким и святая Анна, исполняя обет посвятить своего ребёнка Богу, в трёхлетнем возрасте привели свою дочь Марию в Иерусалимский храм, при котором она жила до своего обручения с праведным Иосифом. В православии принадлежит к числу двунадесятых праздников.

В верхнем углу на некоторых иконах за фигурой первосвященника помещается сцена Кормления Марии: Пресвятая Дева принимает пищу от Ангела.

Самыми ранними изображениями на тему праздника в русской иконографии исследователи считают композицию в приделе Иоакима и Анны Софийского собора в Киеве, относящуюся к XI веку, и фреску XIV века, которая была помещена на северной стене новгородской церкви Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле (храм и его росписи погибли во время второй мировой войны).

Празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы, входящего в число двунадесятых, установлено Церковью 21 ноября/4 декабря.

Иконография произведения из музейного собрания традиционная. На первом плане иконы слева изображены родители Марии, за ними ее подружки со свечами; справа – маленькая Мария и Захария. Фигурка Пресвятой Девы изображена значительно меньше других фигур, но весь Ее облик - не детский. Этой деталью подчеркивается и настоящее особое избранничество Святой Юницы, и грядущее великое предназначение Божией Матери. Трехлетняя Мария одета в характерный для всей богородичной иконографии мафорий, который исторически являлся одеждой замужних палестинских женщин. Действие происходит на фоне архитектуры. В центре высокие палаты с 3-х арочным пролетом и шторками. Захария представлен на фоне раскрытых царских врат, он в поклоне склоняется к будущей Пресвятой Богородительнице. В верхнем углу за фигурой первосвященника помещается сцена Кормления Марии: Пресвятая Дева принимает пищу от Ангела.

В ходе удаления с иконы потемневшего старого лака стали видны утраты красочного слоя на личном письме и на одеждах святых, которые были тонированы в цвет авторского слоя с частичным восполнением рисунка.

 

Икона девятичастная с изображениями богородичных икон, Исцеления расслабленного, Усекновения Главы Иоанна Предтечи, Избранных святых. XIX в. Дерево, левкас, темпера, позолота.
После реставрации
Икона девятичастная с изображениями богородичных икон, Исцеления расслабленного, Усекновения Главы Иоанна Предтечи, Избранных святых. XIX в. Дерево, левкас, темпера, позолота.
До реставрации

В кругу ревнителей древнего благочестия имели широкое хождение многочастные иконы, являвшие собой домашний иконостас в миниатюре.

Последовательность расположения клейм: слева направо, сверху вниз:

Верхний ряд - Утоли мои Печали, Исцеление расслабленного, Умягчение злых сердец;

Средний ряд – Богоматерь Страстная, Нечаянная радость Пресвятой Богородицы, Взыскание погибших душ;

Нижний ряд – на первом клейме изображено 5 святых – Тит, Прокопий, Ипатий, Далалей, архангел Михаил; второе клеймо – Усекновение главы Иоанна Предтечи; в последнем клейме  5 святых мучеников – Косма, Дамиан, Гурий, Самон, Авив.

На полях помещены Ангел-хранитель (слева) и святая мученица Агрипина (справа), каждый из которых держат в руке красный крест.

 

Неизвестный  художник. Богоматерь Феодоровская. XIX в. Дерево, левкас, темпера.
После реставрации
 Неизвестный художник. Богоматерь Феодоровская. XIX в. Дерево, левкас, темпера.
До реставрации

Список Образа Феодоровской Богоматери – одна из самых древних русских святынь, известная с XII века. Предание приписывает её авторство евангелисту Луке.

Феодоровская икона Божией Матери замечательна как участием в важнейших событиях русской истории, так и преданиями, которые с ней связаны. Полное ее название – Богоматерь Феодоровская-Костромская. По легенде, 16 августа 1239 года князь Василий Ярославич Квашня, охотясь в костромских лесах, увидел икону на дереве. Со всеми почестями икону принесли в Кострому и установили в соборной церкви Феодора Стратилата. А вскоре стало известно, что прежде образ находился в Городце, но исчез оттуда после разграбления города Батыем. Накануне же обретения люди видели икону в руках воина в богатой одежде. Это был не кто иной, как святой великомученик Феодор Стратилат (римский воин-христианин, казненный за веру в IV веке) – он спас икону Богоматери от татар и вернул ее людям.

По другой версии икона всегда находилась в семье великих князей владимирских. Название она получила еще в конце XII века от великого князя Ярослава Всеволодовича, названного при крещении Феодором в честь Феодора Стратилата. А обретена еще раньше – старшим братом Ярослава в старой часовне близ Городца, где впоследствии был основан Городецкий Феодоровский монастырь.

Общерусская слава пришла к иконе Феодоровской Богоматери в начале XVII века. С нею и с образом Богоматери Владимирской явилось в Ипатьевский монастырь близ Костромы боярское посольство: уговаривать инокиню Марфу отпустить на царство ее сына Михаила Федоровича Романова.

14 марта (27 марта по новому стилю), день избрания на престол Михаила Романова, стал праздником Феодоровской иконы Божией Матери, а сама она – моленным образом царской династии.

 Феодоровская икона относится к иконографическому типу Умиления. Её общая иконография очень близка к Владимирской иконе Божией Матери. По этой причине многие исследователи считают её списком-репликой. Отличием Феодоровской иконы от Владимирской является обнажённая до колена левая ножка Младенца Христа. Феодоровскую икону также причисляют к иконописному изводу «Гликофилуса» — «шагающие ножки» из-за положения ног Богомладенца. Предполагают, что и на Владимирской иконе положение ног Иисуса изначально было таким же.

Неизвестный  художник. Икона «Святые Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский». XIX в. Дерево, темпера, серебро (поталь).
После реставрации.
Неизвестный  художник. Икона «Святые Георгий Победоносец и Дмитрий Солунский». XIX в. Дерево, темпера, серебро (поталь).
До реставрации.

В Руси средневековой, когда бранные стычки, сражения и набеги врагов почти не прекращались, образы воинов-христиан имели важнейшее значение. Они, даруя надежду на свое покровительство, воодушевляли единоверцев на ратные подвиги. Русские князья видели в них олицетворение силы княжеской власти, их традиционно изображали в богатых доспехах. Среди первых христиан, гонимых за веру, наиболее известными стали, так называемые, вселенские святые - Георгий и Дмитрий. Хотя их полководческие заслуги дошли до потомков в виде мифологизированных сказаний о борьбе с чудищем-змеем (Георгий) или неким царем Колуяном (Дмитрий), именно они стали олицетворением воинской доблести.

В период XIV-XV вв. в древнерусском искусстве в иконографии Георгия Победоносца произошли изменения, которые свидетельствовали о его возросшем значении. Вместе с Дмитрием Солунским, который также весьма почитался на Руси как один из основных «святых воинов», Георгий был отнесен к числу святых, занявших почетное место в церковной иерархии. Из ранга защитника людей от темной силы, он был вознесен в ранг заступника людей перед троном всевышнего.

На иконе из музейного собрания Георгий и Дмитрий совмещают в себе черты мучеников и воинов: на святых кольчуги и сапоги воинов, они держит наискось копья, но в  правой руке Георгия виднеется крест. Красные плащи святых символизируют пролитую кровь мучеников. Оба святых воина, изображенные в полный рост, с воздетыми руками, смиренно обращают свои взоры в молении к Богу Саваофу.

Икона демонстрирует новый тип образа святых Георгия и Дмитрия, где они выступают защитниками и покровителями князей. Добавив к своим воинским доспехам атрибуты мучеников, они воплощают отныне ту идею смирения, которая без остатка растворила в себе их былой воинственный пыл.

Работа по реставрации данной иконы продолжалась полтора года. Образ хорошо сохранился, но находился под сильно потемневшим слоем лака. Чтобы добраться до оригинала, необходимо было убрать растворителем все слои лака. В ходе очистки было выяснено, что подлинный фон иконы и изображение одежды выполнены из листового серебра, который пришлось кропотливо восстанавливать.

 

Неизвестный  художник. Икона «Воскресение Христово и Сошествие во ад с 12 праздниками».  Конец XIX – начало XX вв.  Дерево, левкас, темпера.
После реставрации
Неизвестный  художник. Икона «Воскресение Христово и Сошествие во ад с 12 праздниками». Конец XIX – начало XX вв. Дерево, левкас, темпера.
До реставрации

На иконе изображены христианские праздники. В клеймах по периметру иконы расположены двенадцать основных церковных праздников.

В верхних клеймах находятся: Рождество Богородицы, Введение во Храм Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Рождество Христово.

В средних клеймах: Сретение Господне,  Богоявление Господне или Крещение Господне, Вход Господень в Иерусалим, Преображение Господне.
В нижних клеймах: Вознесение Господне,
День Святой Троицы, Воздвижение Честного и Животворящего Креста, Успение Богородицы.

В центре иконы изображен главный православный праздник Пасха, более почитаемый Православной Церковью, чем двунадесятые праздники, со сценой  Сошествия во ад воскресшего Христа.

Икона крестьянского письма. Композиция традиционная. Живопись примитивная.

Икона «Святитель Митрофан Воронежский». Дерево, левкас, темпера. XIX в.
После реставрации
Икона «Святитель Митрофан Воронежский». Дерево, левкас, темпера. XIX в.
До реставрации

Святитель Митрофан, епископ Воронежский (1623-1703 гг.), вторую половину своей жизни полностью посвятил Богу. Некоторое время он был игуменом Яхромского Космина монастыря, а впоследствии стал первым епископом образованной в 1682 году Воронежской епархии. Во время венчания на царство Петра и Ивана Алексеевичей, святой Митрофан держал в своих руках императорский венец и царскую державу. Он же дал свое благословения молодому Петру и предсказал ему неоднократные победы и основание новой столицы «в честь Святого Петра». Будучи царем, Петр I всегда ощущал поддержку от епископа Митрофана и чтил его своим духовным наставником. Скончался Митрофан Воронежский в 1703 году, тело его из храма после отпевания лично выносил император Петр. В 1820 году появились первые сведения о чудесах исцеления от гробницы святого старца, находящейся в Благовещенском соборе Воронежа. Причислили епископа Воронежского к лику святых в 1832 году. Память 7 августа, 4 сентября, 23 ноября, в Соборе Ивановских святых.

В центре поля размещено поясное изображение первого епископа Воронежской епархии Митрофана. В левом верхнем углу выполнено условное изображение Смоленской иконы Божьей Матери (келейной иконы Митрофана Воронежского). Митрофан изображен в  чине схиепископа, в куколе с крестом и архиерейской мантии, в левой руке держит архиерейский жезл, правая рука поднята в благословляющем жесте. Над головой Митрофана отсутствует нимб. В правом верхнем углу поля имеется надпись старославянскими буквами: Обра Стаго Митрафана перваго епископа воронежскаго новаго чу (дотворца).

Именно такой тип изображения святителя, соединивший образ его служения при жизни и высший монашеский подвиг, с которым он окончил свой земной путь, был положен в основу иконографии и стал наиболее распространенным. Об этом свидетельствуют многочисленные иконы и гравюры, созданные сразу после канонизации. Чин схиепископа, в котором представлен святитель Митрофан, не встречается в изображениях святых ХVIII-ХIХ вв.

Особенностью состояния данной иконы стали: значительная утрата доски в нижнем левом углу, а также многочисленные утраты красочного слоя и левкаса до основы. Однако из-за маленькой толщины основы было принято решение не проводить ее наращивание, т.к. порода плодового дерева, из которого выполнен иконный щит, достаточно крепкая. Реставрационные вставки, а также потертости красочного слоя были тонированы в цвет авторского красочного слоя с частичным восполнением рисунка.