«Пряди, моя пряха, пряди, не ленися».

Виртуальная выставка основана на подлинных археологических и этнографических предметах XVII – XX в., хранящихся в фондах музея-заповедника «Кузнецкая  крепость» и собранных на территории г. Новокузнецка  и  Кемеровской области за последние 20 лет.

Экспонаты рассказывают о древнейших человеческих ремеслах - прядение и ткачестве, шитье и вышивании, издавна считавшихся сугубо женской работой. На выставке представлены различные орудия труда и приспособления, которые использовали наши предки при обработке овечьей шерсти, получении нити, при изготовлении тканых и вышитых изделий.  Выставка демонстрирует оригинальные образцы ткачества и вышивания:  одежду и предметы убранства жилья, выполненные в традиционных техниках народного искусства.

 
Иглы.  Кость рыбья, сверление. Железо, ковка. XVII - XVIII вв. Раскопки памятника «Кузнецкий острог».   Наперстки. Медный сплав, выдавливание. XVII - XVIII вв. Раскопки памятника «Кузнецкий острог».
     
 Гребни для чесания шерсти: ручной с фигурной спинкой для удерживания в руках и большой стационарный вертикального типа, который нижним концом вставляли в скамью. Дерево, резьба. Конец XIX- начало XX вв. Чесание придавало волокнам одно направление и подготавливало их к прядению.    Веретена для прядения нити. Дерево, резьба. XX век.
     
 Мотовило – приспособление для сматывания нити с веретена в мотки. Дерево, кустарная работа. Конец XIX- начало XX вв.    Прялка ручная, служила для крепления кудели пряжи. Дерево, токарная  работа. Конец XIX- начало XX вв.
     
 Самопрялки (механические прялки) для прядения шерстяной нити. Дерево, металл, токарная работа. XX век.    Прялка колесная горизонтальная (прядильный прибор у такого типа прялок находится сбоку махового колеса). Дерево, металл, кожа, токарная работа. XX век.
     
 Скально – орудие перемотки пряжи, на котором готовили нити для утка (поперечные нити ткани, переплетающиеся с продольными). Металл, дерево.  Конец XIX- начало XX вв.    Набилки к ручному ткацкому станку с орнаментом. Деревянные пластины, расположенные одна над другой с пазами, в которые укладывалось бердо. Дерево, стекло, веревка, резьба, кустарная работа. Конец XIX- начало XX вв.
     
 Бердо (бёрдо) - деталь ручного ткацкого станка, которое служило для прибивания утка и вкладывалось в набилки. Дерево, нить, кустарная работа. XX в. Бердо - один из основных рабочих органов ткацкого станка в виде гребня, с помощью которого достигается равномерное распределение нитей основы по ширине ткани, а также уточных (поперечных) нитей.    Подножка двухпедальная к ручному ткацкому станку. Дерево, металл, кустарная работа. XX в. Движение подножки создает зев, в который продвигается челнок и происходит переплетение нитей.
     
 Челноки к ручному ткацкому станку. Дерево, металл, кустарная работа. XX в. Челнок - рабочий орган ткацкого станка в виде коробки (по форме напоминающий чёлн), служащий для прокладки уточной нити и содержащий её в количестве, достаточном для бесперебойной работы станка в течение определенного времени.    Полотенца домотканые. Лен, узорное ткачество. XX в.
     
 Половик (дорожка домотканая). Полоски х/б ткани, ткачество. XX в.    Полотенце с поучением «Пряди моя пряха. Пряди не ленися». Ткань, нитки, вышивка, кружевоплетение. XX век.
     
 Полотенце с сюжетной вышивкой.  Ткань, нитки, вышивка, кружевоплетение. XX век.    Сорочки мужские, украшенные  вышивкой. Ткань, вышивка гладью и крестом. XX век.