Виртуальная выставка новых поступлений в фонды музея-заповедника «Кузнецкая крепость» знакомит с предметами, пополнившими коллекции музея в в 2022 году.
В течение последних лет в музее появилась традиция знакомить с новинками из фондов музея: в течение года - посетителей сайта, а в декабре - гостей «Кузнецкой крепости» на итоговой выставке проекта «Спасенная реликвия» в залах музея.
В настоящее время общий фонд музея-заповедника «Кузнецкая крепость» (основной и научно-вспомогательный) насчитывают более 26 тысяч музейных предметов, многие из которых зарегистрированы в Государственном каталоге РФ. Достаточно большое количество единиц хранения опубликована и музейном сайте в разделе «Фонды/Коллекции». Это непрерывно развивающиеся ресурсы, как непрерывен и сам процесс комплектования музейного собрания, источниками которого является археологические раскопки и сборы, закупы у коллекционеров, дары и передачи от частных лиц и организаций.
По традиции, начальный раздел выставки посвящен новинкам из археологических раскопок. Наиболее древними являются фрагменты керамики VI-IV вв. до н.э., обнаруженные в ходе экспедиции в Ельцовский район Алтайского края в 2005 году (на основании открытого листа № 830 (форма №4) от 01.07.2005 г., выданного Институтом Археологии) и переданные зам. директора по науке, к.и.н. Ю.В. Шириным. Находки представляют собой образцы бытовой глиняной посуды, характерные для поселений региона первой половины I тыс. до н.э. (быстрянская культура).
История добычи золота - это отдельная станица в истории нашего региона. В собрании «Кузнецкой крепости» уже есть экспонаты, связанные с историей золотых приисков в Кузнецком уезде (фотоальбом прииска Неожиданный, лоток старателя и др.). В 2021 году была предпринята археологическая разведка на территории выявленного объекта археологического наследия — поселения «Прииск Плоский» в Междуреченском городском округе Кемеровской области (на основании Открытого листа №1741-2021 от 03.08.2021 г.). Обнаруженные в ходе работ предметы представляют собой типичные образцы бытовой утвари, посуды, скобяных изделий, характерные для золотых приисков региона XIX-XX вв.
В ходе разведки на поселении «Прииск Плоский», были обнаружены изделия, связанные с расположенным на этой же площади поселением кузнецких татар XVIII-XIX вв., представляющие особый интерес для исседователей. Среди последних наиболее важны предметы, связанные с кузнечным ремеслом – панцирная пластина, крица железа.
Кроме археологических сотрудниками музея проводятся и историко-бытовые экспедиции. В этом году коллекции музея-заповедника пополнились предметами, найденными в результате сборов в старинных деревнях Кузнецкого уезда с 2000 по 2012 год. Находки представляют собой типичные образцы бытовой утвари, скобяных изделий и инструментов, характерных для Кузнецкого уезда XIX - начала XX вв.
Особый интерес представляют изделия, связанные с историческими местами и личностями. Среди последних можно выделить оковку шеста из развалин церкви миссионера Вербицкого в Аил-Кузедеево, каменотесный инструмент из развалин Кузнецкой крепости, образцы раннего чугунного литья, связанного с деятельностью первых железоделательных заводов региона.
С историей Кузнецкого уезда связана и надгробная плита с могилы Вагина Григория Петровича, переданная музею Денисом Михайловичем Никулиным.
Фрагмент чугунного надгробия с могилы Вагина Григория Петровича долгое время лежал у входа одного из домов в с. Ашмарино (Новокузнецкий муниципальный район, Кемеровская область – Кузбасс).
Григорий Петрович Вагин, командир 9 и 10 -го полков Сибирского казачьего войска, родился в 1780 году. Его имя упоминается в Росписи прихожан Успенской церкви в г. Бийске от 1829 года, в полковом расписании за 1831 год значится «Ком.бригады – войск.стар.Вагин».
Григорий Петрович был дважды женат. В первом браке с Марьей Абрамовной имел 6 детей, во втором с Анной Ивановной в 1834 году был рожден сын Евгений, который не прожил и 2-х месяцев и похоронен в Бийске. В Приказе от 9 апреля 1841 года сообщается об увольнении 10-го Сибирского линейного казачьего полка войскового старшины Вагина.
В качестве эпитафии взяты строки Н.М. Языкова из его «Подражания XIV псалму царя Давида», сочиненного 3 сентября 1830 г.
![]() |
Плита надгробная с могилы Вагина Григория Петровича, командира 9 и 10 -го полков Сибирского казачьего войска. Чугун. Литье. Середина XIX в (?). Российская империя.Дар Д.М. Никулина. КП КП 2955 |
В фонд «Кузнецкой крепости» также поступают предметы, характерные для своей эпохи, произведенные за рубежом. В этом году благодаря дарителю С.И. Чупину и сотруднику музея А.В. Чекалину коллекции музея пополнились пеналом для хранения принадлежностей для чистки оружия, изготовленным во Франции в середине XIX века и предметами из стекла, керамики, произведенными в странах Европы.
Пенал для хранения принадлежностей для чистки оружия обнаружен в Крыму, в районе Севастополя, в местах, связанных с Крымской войной. По заключению научного сотрудника музея, находка представляет собой образец компактного набора ружейного инструмента. Датировка пенала определяется периодом Крымской войны несмотря на то, что основное время бытования таких приборов относится к винтовке Шасспо, принятой на вооружение в 1866 году. Пенал обладает несомненным историко-культурным и коллекционным значением, являясь на сегодняшний момент единственным предметом подобного рода в фондах музея.
![]() |
Пенал для хранения принадлежностей для чистки оружия. Франция. Середина XIX в. Железо, медь. Штамповка, сварка, промышленное изготовление. Дар С.И. Чупина. КП 2933 |
Три бутылки из темно-зеленого стекла производства Германии, две из которых с вогнутым дном, одна – с пробкой, судя по форме, предназначались для спиртных напитков.
Парфюмерные флаконы конусовидной формы - для содержимого по уходу за волосами.
На одном из парфюмерных флаконов частично сохранилась этикетка с названием продукта и фирмы «Burdin», выпускавшей парфюмерию и косметические средства в 1930-40-е годы. «История дома Burdin – началась в 1934 году с открытия семьей Бурдан и Морисом Боманом первого в Париже парфюмерно-косметического бутика, который, как и все новое, быстро привлек интерес публики, и дал возможность основателям выпускать собственные ароматы. Флаконы для них создавались мастерами Lalique и Nancy в присущей им стилистике ар-нуво; современные представители бренда отмечают, что духи Burdin пользовались успехом не только во Франции, но и в других странах. Именно 1937 год считается началом продвижения парфюмерии Burdin во флаконах, символизирующих новую эпоху, эпоху модерна». Флаконы интересны своим дизайном, приоткрывая нам часть истории парфюмерии.
Бутылки и флаконы были обнаружены в 2015 г. Воронежским поисковым отрядом «Дружина» на месте боёв 237 стрелковой дивизии в 1942 г. у д. Ломово Рамонского р-на Воронежской области и помогают узнать подробности условий гигиены, содержания и обеспечения немецких солдат периода Второй мировой войны.
Коллекция быта и этнографии - одна из обширных в собрании музея. Предметы, использующиеся в быту старшими поколениями и устаревшие в настоящее время, часто используются на тематических выставках, вызывая непосредственный эмоциональный отклик посетителей. В этом году данную коллекцию пополнили предметы, относящиеся в основном, к советскому периоду, изготовленные кустарным и промышленным способом.
Интересны изготовленые кустарным способом и имеющие свою уникальную форму корытце для сечки, рубель, берестяной туес, деревянное сито, слесарный молоточек, переданные в дар жителями Новокузнецка.
Бронзовый молоточек - ручной слесарный инструмент для выполнения работ с помощью удара. Головка имеет два бойка: основной – с квадратным основанием, вспомогательный – с клиновидным. Основной боёк возможно использовался для кернения, рубки, гибки и клёпки металла и других слесарных работ, вспомогательный боёк, возможно, использовался для подчеканки, выделки углов, гибки полос и прочего.
![]() |
Молоточек слесарный. XX в. Бронза. Литье. Кустарная работа. Дар С.С. Ерофеева. КП 2961 |
Образы промышленного литья, поступившие в 2022 году, представлены печными дверцами, изготовленными на заводах Кемеровской области в разные годы XX века.
Наиболее ранними образцами являются печная дверка с клеймом «КПРК». Она изготовлена, вероятно, на предприятии Куйбышевский Райпромкомбинат (1938-1960). С 1938 по 1951 г. Куйбышевский Райпромкомбинат вместе с Сталинским чугунолитейным заводом подчинялись Сталинскому Горпромкомбинату, Облместпрому, Министерству местной промышленности РСФСР. В связи с укрупнением предприятий местного подчинения в сентябре 1951 г. Сталинский чугунолитейный завод и Куйбышевский Райпромкомбинат Министерством местной промышленности были объединены в одно предприятие – Куйбышевский Райпромкомбинат того же подчинения. Решением Кемеровского облместпрома в апреле 1960 г. Куйбышевский райпромкомбинат был переименован на Сталинский литейно-механический завод. (Источник: ГКУ Государственный архив Кузбасса в г. Новокузнецке, Ф. № Р-325; https://afond.kuzbassarchives.ru/index.php?act=fund&fund=4429).
![]() |
Дверка печная. Клеймо КРПК г. Сталинск. СССР, Кемеровская обл., г. Сталинск (совр. Новокузнецк). 1938-1960 гг. Чугун. Литье, заводское изготовление. Передала Я.А. Хмель. КП 2967 |
На этом же заводе, но позже, изготовлена и дверка с клеймом «СЛМЗ». Предприятие, основанное в 1938 г., в апреле 1960 г. было переименовано на «Сталинский литейно-механический завод» (до апреля 1960 «Куйбышевский Райпромкомбинат») (Источник: ГКУ Государственный архив Кузбасса в г. Новокузнецке, Ф. № Р-325; https://afond.kuzbassarchives.ru/index.php?act=fund&fund=4429) и просуществовало с таким названием до ноября 1961 г.
Историю промышленных предприятий Кузбасса представляют и две печные поддувальные дверки, изготовленные на Гурьевском металлургическом заводе.
В уезном городе Кузнецке мед долгое время относился к предметам роскоши, был привозным и дорогостоящим продуктом. Пчеловодство в Сибири, в том числе в Томской губернии, в состав корой и входил Кузнецкий уезд, получило ускоренное развитие с конца XIX века, а в XX веке и в настоящее время занимает определенное место среди других отраслей хозяйствования. В этом году коллекцию инструментария, связанного с пчеловодством, благодаря сборам сотрудников пополнили два предмета: клеточка Титова и дымарь.
В начале ХХ века подсадка маток в семьи была довольно трудоемкой и не всегда надежной. Эту проблему пытались решить на пчеловодческих предприятиях в США. Именно туда и отправился Абрам Евлампиевич Титов, основоположник промышленного пчеловодства в России. Работая рядовым пчеловодом на матковыводных пасеках Рута, он сам испытал все эти неудобства и, стараясь усовершенствовать процесс, в изобрел приспособление, прославившее его имя на весь мир.«Скомбинированная мной клеточка, — писал Абрам Титов, — была в 1903 г. практически применена на пасеках Рута и К° и найдена самой удобной... ». Сразу же после ее испытания он выслал образец в Вятку в мастерскую пчеловодных принадлежностей для массового изготовления. В том же 1904 г. в русских пчеловодных журналах было напечатано объявление о том, что желающие могут выписать из Вятской губернии «новые маточные клеточки Титова по цене за штуку 15 копеек...». Пчеловоды России получили, как тогда говорили, превосходный «снаряд», который, как известно, не потерял своей ценности до сих пор. (по материалам статьи И.А. Шабаршова, источник: https://litresp.ru/chitat/ru/%D0%A8/shabarshov-ivan-andreevich/uchenie-pchelovodi-rossii/6).
Интерес к быту советского периода с каждым годом возрастает, а вместе с ним увеличивается и коллекционная ценность предметов этой эпохи. Образцы текстиля (домотканое полотенце, филейная занавеска, женский шарф), переданные в дар С.И. Чупиным, музыкальные инструменты, поступившие в качестве дара от И.Г. Кытмановой, образцы мебели и электричесая бритва, подаренные Г.А. Мушаковым, пополнили музейное собрание. После научного описания они обретут новую жизнь в качестве «спасенной реликвии» на выставочных площадках, рассказывая о популярных в 1950-1970-е увлечениях, модных тенденциях.
Традиционные женские рукоделия - ткачество, вышивка, вязание крючком, бывшие неотъемлемой частью быта на протяжении многих веков, несмотря на прогресс и развитие промышленного производства, были популярными и в XX веке, при чем не только в деревнях, но и в городской среде. Украшение дома самодельными занавесками, скатертями, салфетками создавало особую атмосферу теплого и уютного пространства. Нужно отметить, что еще в начале XX века сохранялась «локализация» традиций в орнаментировании костюма, обрядового текстиля в разных губерниях и этнографических группах, а следование определенным «канонам», сложившимся в каждой местности, было более строгим. Затем, всвязи с увеличением миграции населения (за лучшей долей, на коммунистические стройки и пр.), можно наблюдать смешение традиций, а также отход от сложившихся веками правил сочетания цветов и орнаментов. В этом смысле образец домотканного полотенца, сработанного в середине XX века, является редким для своего времени показательным образцом следования народным традициям в использовании цвета нитей и орнамента.
«Крепдешин» переводится с французского как «креп из Китая». Это вид плотной, но тонкой шелковой ткани с незначительным блеском. В основе лежат нити шелка-сырца и нити крепового кручения в утке. Когда был изобретен данный вид ткани, неизвестно, но само название и факт, что натуральный крепдешин производится из 100% шелка, а первыми работать с шелком научились именно китайские мастера, позволяют считать Китай страной его происхождения (по материалам https://tkanigid.ru/tkani/krepdeshin?ysclid=l7qzlllo3n876011776). Пик мировой славы для крепдешина пришелся на 20-е годы прошлого столетия, а с 1952 года он стал одной из самых распространённых шёлковых тканей в СССР.
«Гармонь тульская, двухрядная, самая нарядная.
С душой звонкой, с мелодией тонкой.
Век бы сам играл да слухал,
Но в детстве слон наступил на ухо.»
Иван Панькин. «Легенды о мастере Тычке»
За почти двухвековую историю тульские гармони и баяны стали одним из символов России, получив заслуженное признание во всём мире. Гордость туляков – изобретение тульским музыкантом Н.И. Белобородовым хроматической гармони, которая появила на свет в 1875-1878 годах благодаря «гармонных дел мастеру» Л.А.Чулкову при участии самого Николая Ивановича. В Туле, городе оружейников, гармонный промысел занимал второе место, и рост числа кустарей-гармонщиков продолжался из года в год. Наивысший показатель в производстве гармоник достигнут перед Первой мировой войной, в 1912 – 1913 годах. После гражданской войны начинается кооперирование кустарей в артели по производству различных гармоник. Первая артель была организована гармонным мастером А.П. Пастуховым в Туле в 1922 г. В 1930 году со строительством гармонной фабрики началось становление новой формы предприятий по изготовлению гармоник. В начале 1943 года на базе артели «Тульская гармония» было организовано ремесленное училище по подготовке рабочих кадров для музыкального производства, благодаря чему после Победы производство быстро встало на ноги и к 1946 году его объем достиг довоенного уровня (по материалам https://russian-garmon.ru/factories/346-fabrika-tulskaya-garmon?ysclid=l7r14gqql4432681318).
На образце подаренной в музей гармони отсутствует декор, а по своему внешнему виду и пропорциям он близок к инструментам, изготовленным в начале XX века и в 1920-е годы.
![]() |
![]() |
«Венская» гармоника, изготовленная на фабрике Киселёвых. Начало ХХ в. Мемориальный музей Н.И. Белобородова. Источник: https://tulainpast.ru/news/row2057/?ysclid=l7r24wwgqe924225315 | «Тульская кустарная Артель гармонистов. Рождественская д.124». 1920-е годы. Источник: https://www.artantique.ru/item/25491/ |
Другой образец пневматического клавишного инструмента, поступивший в фонды музея, изготовлен в г. Пермь.
![]() |
Баян «Кунгур» трехрядный, двухголосный. СССР, Пермский край, г. Кунгур. 1960-е гг. Дерево, металл, пластмасса, дерматин, ткань, кожа. Фабричное производство. Дар И.Г. Кытмановой. КП 2954 |
В мае 1925 года в городе Кунгуре Пермской области был создан промкомбинат, объединивший кожевенную, силикатную, кирпичную и пивоваренная отрасли. Несмотря на разноплановый характер деятельности комбината, просуществовал он достаточно долго и за годы работы подвергался многочисленным реорганизациям: менялись отрасли, структура управления. Например, в 1941 году решением исполнительного комитета был организован Кунгурский городской промышленный комбинат, занимающийся выпуском товаров широкого потребления по портновскому, жестяночному делу, по деревообработке, лесозаготовкам и кузнечно-обозному делу. А спустя 19 лет объединение нескольких отраслей под одним началом признали неэффективным, и 16 сентября 1960 года горпромкомбинат был перепрофилирован в баянную фабрику. Она занималась выпуском баянов и гармоней, футляров для них, а также ремонтом музыкальных инструментов. Правда, отголоски прошлого производства остались: помимо баянов фабрика изготавливала товары народного потребления, например, матрацы и краники для умывальников. В 1975 году на фабрике было освоено производство баянов «Ритм» и «Тон». Завершающим этапом развития предприятия с такой богатой историей стало успешное освоение производства гитар в 1979 году (по материалам https://iskra-kungur.ru/all/ot_stekla_i_kirpicha_do_bayana_i_gitary_k_95letiyu_so_dnya_osnovaniya_kungurskogo_promkombinata/?ysclid=l7r3cgt99d456416323).
Тему советского быта продолжают образцы мебели и инструменты для личной гигиены.
![]() |
Этажерка деревянная с тумбой. СССР. Середина XX в. Дерево, металл, краска. Столярная, токарная работа, штамповка, окраска. Дар Г.А. Мушакова. КП 2950 |
Первые этажерки (от французского «Etagere» – «полка») появились во Франции в XVIII веке. Конструкцию из нескольких полок, соединенных балками или ножками, иногда соединенных балками или ножками. Такой предмет интерьера не загромождал пространство, позволял красиво разместить большое количество предметов и был очень популярным как в дворянских и купеческих домах XIX-XX веков, так и интерьере советских квартир. Нередко полочки этажерок украшались вязанные крючком или вышитые салфетки.
![]() |
![]() |
г. Москва, 1953 г. Источник фото: https://visualhistory.livejournal.com/ | Источник фото: https://soviet-life.livejournal.com/ |
Слово «жардиньерка» образовано от французского jardin (сад) и означает «корзинка, цветочный столик, этажерка или художественно оформленный ящик для комнатных цветов». Функционально эти цветочные столики не только украшали пространство, но и спасали цветы от холода на подоконниках или прямых солнечных лучей.
Этот особый вид мебели для цветов появился во Франции на рубеже XVII – XVIII веков, а с середины XIX в. стал распространенным предметом интерьера и в России, сначала в дворянской среде, а затем и в разных слоях общества.
Жардиньерки были самых разных форм, размеров и делались из различных материалов – дерева, прута, металла.
Интересно, столики, предназначенные для цветов, были востребованы и фотографами в своих ателье в конце XIX – начала XX вв.: клиенту она позволяла принять более вальяжную позу, а фотографу – получить на снимке максимальную резкость (по материалам https://vk.com/wall-99416429_3495?ysclid=l7r5oyruwq228046362).
![]() |
Жардиньерка – подставка под цветы. СССР. Середина XX в. Дерево, краска. Столярная, токарная работа, окраска. Дар Г.А. Мушакова. КП 2951 |
Товары народного потребления, выпускаемые ранее и в настоящее время Ленинградским ПО «Завод им. М.И. Калинина», представляют широкий ассортимент изделий: от технически сложных, таких как акустическая система 25 АСЭ-101 «Статик», бытовая аппаратура магнитной записи – магнитофон «Квазар-303» и сигнализатор «Комета-К», до простых электроприборов массового спроса.
Электробритва «Чайка-2» отличается от других моделей тем, что качество бритья у нее обеспечивают самозатачивающиеся гребенчатые ножи из высокого сплава.
Еще одна отличительная черта –наличие в бреющем блоке регулировки высоты ножей. Это позволяет не только чисто выбриться и сохранить кожу от порезов и раздражения, но и обработать бороду, усы любой длины и густоты. Цена 14 рублей (по материалам https://www.companybest.ru/publications/60-svoboda/2624-reklamnyj-prospekt-zavoda.html?ysclid=l7r6hltq159956546).
![]() |
Электробритва «Чайка 2». СССР, г. Ленинград, завод имени М.И. Калинина. 1982 г. Металл, пластмасса, дерматин. Заводское изготовление. Дар Г.А. Мушакова. КП 2952 |
Ежегодно новыми экспонатами пополняется и музейная коллекция бонистики, в основном, благодаря дарам Сергея Сергеевича Ерофеева. Банкноты могут быть представлены на различных выставках, посвященных экономической теме ХХ в, так же бытовой, раскрывая тему распределения и оборота финансов как на государственном, так и на частном уровне. «Закон от 27 июля 1914 года положил конец существованию золотого рубля, открыв дорогу господству бумажных денег. После прекращения размена исчезли из обращения сначала золотые монеты, а затем перестали циркулировать полноценные серебряные монеты и «мелочь» - разменное серебро и медь. По словам профессора З.С. Каценеленбаума с начала 1916 года «русское денежное обращение состояло уже только из различных сортов бумаги, без всякой примеси звонкой монеты» (по материалам статьи С.В. Янкевич «Денежное обращение в России в XIX – начале XX века: финансово-правовые аспекты», https://arxiv.gaugn.ru/index.php?dispatch=materials.getfile&object_id=49392&object_type=pdf&ysclid=l7r7faoqpz26969982).
Кроме вещественных экспонатов интерес для музея представляют различные документы, грамоты, фотографии. Так, например, переданная в дар С.И. Чупиным копия Свидетельства об окончании Вечернего университета марксизма-ленинизма при Сталинском горкоме КПСС Кемеровской области является документальным свидетельством советского периода. Экспонат может быть использован при раскрытии тем «Развитие образования, идеологического воспитания и состояние органов власти в СССР и в г. Новокузнецке в 1950-е гг.». Документ представляет интересный образец – копию официального документа (по оформлению, технике изготовления), который отражает соответствующие сферы развития советского общества: образование, идеологическое воспитание, руководство КПСС в СССР.
Особую ценность предсталяют комплекс документов, фотографий, переданный из одной семьи. Такой подарок в этом году сделала Ольга Алексеевна Парфёнова. Переданные ею из семейного архива Шерлаимовых документы, грамота, фотографии конца XIX - 2-й трети XX в. интересны не только сотрудникам музея, историкам.
Грамоты и дипломы первых десятилетий СССР представляют собой удивительно интересный и богатый, но малоизученный культурный и исторический пласт. Лучшие советские художники воплощали на бумаге самобытный культурный стиль молодого социалистического государства. Чеканные тексты, подобно стихам Маяковского, проникали в самую душу строителей коммунизма.
Рабочий класс и все трудящиеся Советского Союза под руководством ВКП(б) с невиданным героизмом строят свое первое в мире Пролетарское Государство и стараются стать лидерами в социалистическом соревновании и ударничестве – высшей форме коммунистического отношения к труду. Грамота «Ударными темпами выполним пятилетку в 4 года» является ярким свидетельством не только истории одной семьи, региона, целой эпохи в истории Российского государства, но и образцом из истории изобразительного искусства.
В нижнем левом углу Грамоты располагается автограф автора – художника А.М. Любимова.
![]() |
![]() |
Любимов А.М. «Портрет актрисы». 1923 г. Холст, масло. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского. Источник:https://www.stydiai.ru/gallery/encyclopedia-193/?ysclid=l7rbqn7de6126434972 |
Памятник А.М. Любимову с его автографом. |
Александр Михайлович Любимов (1879-1955) – русский и советский художник, живописец, график; карикатурист, плакатист, педагог. Родился в селе Пальцево Дмитриевского уезда Курской губернии в семье дворянина.
После окончания в 1909 году Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств Александр Любимов, по рекомендации И. Е. Репина, в 1912–1919 годах возглавлял Харьковское художественное училище.
Во время Гражданской войны выполнял агитационные панно и плакаты, оформлял агитпоезда, работал в Кавказском и Закавказском отделениях Окон РОСТА. В 1927 году по приглашению «Красной газеты» вернулся в Ленинград; сотрудничал с журналами «Красная панорама» и «Вокруг света», работал в области киноплаката, создал множество портретов деятелей искусств. Преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (1934–1941, профессор с 1939 года) и Высшем художественно-промышленном училище имени В. И. Мухиной (1949–1955, профессор с 1949 года).
Учениками Александра Любимова были известные художники и педагоги Юрий Непринцев, Николай Тимков, Александр Дейнека, Александр Лактионов, Пётр Белоусов, Михаил Козелл и другие. Работы А.М. Любимова находятся в Государственном Русском музее, в многочисленных музеях и частных собраниях в России, Франции, Великобритании, США, Германии, Италии и в других странах (по материалам https://www.stydiai.ru/gallery/encyclopedia-193/?ysclid=l7rbvz7wcd478385242; https://tramvaiiskusstv.ru/plakat/spisok-khudozhnikov/item/436-lyubimov-aleksandr-mikhajlovich-1879-1955.html?ysclid=l7rbk0xfi2759190474).
Ниже представляем фотографии из семейного архива Шарлаимовых. Подлинные «истории» в кадрах всегда вызывают эмоциональный отклик у посетителей музея, рождая воспоминания о старших представителях своих семей.
Коллекция печатных изданий музея пополнилась в этом году образцами регионального периодического издания – экземпляром газеты «Ударник Кузбасса» (дар П.К. Селезнева), книжными изданиями, в основном, конца XIX - 1915 гг., альбомом фототипий с видами Алтая, запечатленными фотографом И.Р. Томашкевичем и альбомом Мейерберга «Виды и бытовые картины России XVII века».
![]() |
Газета «Ударник Кузбасса» от 14.07.1938 г., № 127. СССР, г. Прокопьевск, типография «Ударник Кузбасса». 14.07.1938 г. Бумага, краска. Печать типографская. Дар П.К. Селезнева. КП 2947 |
Общественно-политическая городская газета «Ударник Кузбасса» (выходившая с 1930 по 1930 гг. под названием «Забой», а с 1954 по настоящее время – «Шахтерская правда») выходила 5 раз в неделю с 1935 по 1954 годы. С августа 1931 г. (№108) до сентября 1933 г. (№197) имела дополнительный подзаголовок «Ежедневная горняцкая газета» (по материалам https://booktracker.pro/viewtopic.php?t=14621).
Коллекцию богослужебных книг «Кузнекой крепости» пополнили рукоисные книги переданный в дар С.С. Ерофеевым «Часослов великий» и подаренный С.И. Чупиным «Канон покаянный».
Безусловный интерес представляют образцы художественной литературы русских и иностранных писателей и поэтов, изданные в конце XIX – начале XX вв. Неокоторые из них нуждаются в реставрации, тем не менее, снабженные качественным иллюстративным материалом, выпущенные известными издательскими домами Российской Империи, они являются не только литературными шедеврами, но и историческими памятниками типографского дела в России.
Коллекцию книг пополнили также ценные образцы, изданные в советское время – это книга о горном инженере Леониде Ивановиче Лутугине, первомм в России специалистом-геологом угольных месторождений, с автографом В.Яворского и повесть Н. Гоголя из серии «Школьная библиотека классиков».
А вот альбом с видами Алтая, запечатленными И.Р. Томашкевичем, инетерсен не только как историко-этнографический источник, но и с точки зрения истории издательского дела и книжной торговли в Сибири.
Об авторе фотографий известно не многое. Томашкевич Иван Робертович некоторое время жил в г. Томске, был членом томского фотографического общества. Он участвовал в издании первого выпуска книги «ВЕЛИКИЙ ПУТЬ: виды Сибири и Великой Сибирской железной дороги», выпущенной в Красноярске в 1899 году. В книгу вошли 124 вида наиболее важных железнодорожных сооружений, городов, селений, типов инородцев и живописных местностей, прилегающих к линии железной дороги, сфотографированных Иваном Робертовичем и описания. Также есть сведения, что Томашевич прославился своими фотографиями видов Томска, а также выезжал фотографировать последствия Тунгусского метеорита (источник: https://kraeved.lib.tomsk.ru/page/885?pn=354&nom=67).
А вот об Александре Усачева, Германе Ливене и их Товариществе извесно больше.
Купцы Александр Петрович Усачев (1853-1910) и Герман-Александр Иванович Ливен (1851/1857-1928) в 1900 году стали учредителями товарищества «А. Усачев и Г. Ливен» (складочный капитал – 20 тысяч рублей). Товарищество открыло книжный магазин на Почтамтской улице в доме Кухтериных и типографию. На момент открытия заведения Александр Усачев являлся членом-распорядителем торгового дома «Пушников и К0», Герман-Александр Иванов Ливен имел собственный галантерейный магазин. В 1901 г. в Томске значилось официально всего три книжных магазина: П.И. Макушина, И.Я. Янко и «Товарищества Усачев и Ливен». В книжном магазине продавались книги, картины, наглядные пособия, канцелярские товары, «фотографические принадлежности», художественные изделия, обои.
![]() |
![]() |
Магазин Товарищества А. Усачева и Г. Ливена. г. Томск Почтамтская ул. Дом Кухтерина. В настоящее время – здание мэрии Томска. |
Томскъ. Магазинъ Товарищества А.Усачевъ и Г.Ливенъ. - Томск: Товарищество "А.Усачев и Г.Ливен": [между 1900 и 1904]. - 9,1 x 13,8 см., Фототипия. Почтовая открытка. Источник: https://pastvu.com/p/271805 |
Типография не относилась к крупным полиграфическим предприятиям, однако несмотря на свой небольшой размер, стабильно работала на протяжении 17-ти лет. Она может рассматриваться как один из примеров небольших полиграфических предприятий, работавших в качестве сопутствующего производства при более крупном, основном производстве, в данном случае – книжном магазине. Летом 1915 года магазин канцелярских и писчебумажных товаров был продан П.И. Макушину, а в ноябре 1917 года типография была продана Совету крестьянских депутатов Томской губернии, в ней предполагалось издание газеты «Путь народа» (источник: https://www.elib.tomsk.ru/page/18079/).
В 4-м квартале 2022 года в фонды «Кузнецкой крепости» также поступили предметы, пополнившие как археологичскую коллекцию, так и коллкции быта и этнографии.
Среди них – показательные образцы орудий и их заготовок, характерные для поселений региона финала верхнего палеолита, обнаруженные в ходе проведения археологических работ на памятнике эпохи позднего палеолита «Стоянка Калтанский лог» в 2019 году (на основании Открытого листа № 2254-2019 от 26.09.2019 г., выданного Минкультом РФ) и переданные А.А. Мартыненко-Фриауф.
В течение 2022 года в музей поступили предметы западно-европецского производства (чернильницы, флакконы). В последнем квартале в фонды музея поступили новые предметы, переданные в дар С.И. Чупиным и А.А. Шебалиным. Это разноплановые образцы бытовых изделий, выпущенных промышленным способом в Германии в первой половине XX века. Среди них можно увидеть стеклянные флаконы для продукции известных брендов, таких как NIVEA или SCHWARZKOPF, а также мундирные пуговицы производства Германии, Бельгии.
Некоторые из предметов конца XIX – первой половины XX веков, переданные другом музея А. А. Шебалиным, связаны с историей быта, промышленного производства и брендов, а также импорта пищевых продуктов в Российской империи – СССР, например, жестяные упаковки для турецкого кофе или монпансье.
Жестяная коробка для розничной продажи монпансье декорирована надписью на верхней крышке «Госпищетрест», Ленинград». Аналогичные коробки хранятся в частных коллекциях и фондах других музеев, некоторых из них кроме указанной надписи на торце коробки имеют дополнительную: «МоНПАНсЬЕ б. «Г. ЛАНДРИНЪ» (то есть бывшее товарищество «Г. Ландринъ»).
В 1848 году предприниматель Георг Ландрин открыл на Петергофском шоссе мастерскую по производству леденцовой карамели. В 1860 году здесь начали выпуск знаменитого монпансье, а в 1886 году было образовано товарищество на паях. В 1911 году на Большом Сампсониевском проспекте была построена «Паровая фабрика конфет, шоколада и бисквита», которая вплоть до 1917 года выпускала более 2500 тонн продукции в год.
![]() |
![]() |
Здание фабрики «Г. Ландринъ» в Санкт-Петербурге. 1903 г. Литография. Источник: citywalls.ru | Торговый ярлык фабрики «Г. Ландринъ». Источник: citywalls.ru |
Популярность продукции Товарищества «Георг Ландрин» в дореволюционной России была настолько велика, что фамилия производителя стала нарицательной – «ландрином» стали называть все леденцы. При Александре III фабрика получила почетное звание «Поставщика Двора Его Императорского Величества». Это звание было своеобразным знаком качества. Конфеты, шоколад и печенье от «Георга Ландрина» регулярно подавались на царский стол во время торжественных обедов и праздников. Так было и при Александре III, и при Николае II. В начале XX века магазин фирмы «Г.ЛандринЪ», помимо кондитерских на Невском проспекте, находился и в самом центре торговой Москвы: в доме князя Голицына на Кузнецком мосту. Всего фабрике Ландрина, выпускавшей дешевые леденцы, принадлежало 40 магазинов.
![]() |
Магазин на улице Кузнецкий мост в Москве. Источник: archivistus.ru |
После революции фабрика была национализирвана и вошла в систему Ленпищетреста под названием «3-я Государственная конфетно-шоколадная фабрика», а в 1936 году ей было присвоено имя А.И.Микояна («3-я Ленинградская государственная карамельная фабрика им. Микояна»). В 1966 году фабрика стала головным предприятием Ленинградского кондитерского производственного объединения имени Н.К.Крупской. В 1986 году объединение ликвидировали и преобразовали в комбинат АО «Азарт». (Источники: artantique.ru/, archivistus.ru).
![]() |
Коробка жестяная со съёмной крышкой «Кофе турецкий молотый Мокко № 00», фабричная марка «Ветке». РСФСР. 1920-е гг. Жесть, краска. Штамповка, хромолитография по жести. Дар А.А. Шебалина. КП 3005 |
Первым мировым поставщиком кофейных зерен стал Йемен. Йеменский город-порт Al-Mukha познакомил Европу с кофе: примерно до 90-х годов XVII столетия мокко из Йемена был единственным кофе, который поставлялся в Европу. Кофейными зернами торговали купцы в Европе. На мешках стояла печать порта – «Al-Mukha». В европейской транскрипции – «Моко» или «Мокко». Поэтому европейцы стали называть все кофейные зерна и напиток из них «моко» или «мокко». Долгое время слово «мокко» служило для обозначения всех зерен и напитка из них, заменяя привычное слово «кофе». Со временем деревья стали выращивать в Индии, а затем и в других странах, поэтому постепенно в обиход вошло ботаническое название культуры – «кофе». Оно в конце концов окончательно вытеснило прежнее географическое наименование «мокко» (источник: kofella.net/).
Среди вещиц, подаренных в этом году А.А. Шебалиным есть и приспособление для колки орехов: двухсторонние перекидные щипцы с насечками для удержания орехов и ручками, декорированными шайбами и округлыми заостренными наконечниками.
![]() |
Щипцы для колки орехов. Кон. XIX - нач. XX вв. Сталь, никелировка. Литьё, никелирование, сборка. Дар А.А. Шебалина. КП 3003 |
Бывают случаи, когда жители, делая ремонт или обрабатывая земельный участок в старой части города, обнаруживают вещи, которыми пользовались в прошлых столетиях. Отрадно, когда такие находки попадают в музей. В этом году среди «спасенных» реликвий, поступивших в собрание «Кузнецкой крепости», оказались бытовые вещи и монеты, переданные в дар жительницей г. Новокузнецка Лениной Владимировной Кобелевой. Они были обнаружены при вскрытии пола в 3-х этажном доме по ул. Народная и на территории дома на месте бывшей Подкаменной слободы на месте бывшей Подкаменной слободы (г. Кузнецк).
Фирма «Фраже» была основана ювелирами из Франции братьями Альфонсом и Иосифом Фраже, прибывшими в Варшаву с целью организовать производство недорогих изделий с серебряным покрытием. Братья планировали выпускать столовые приборы, посуду, утварь, подсвечники, кадила. Фабрика братьев Фраже быстро получила популярность, в 1830 году они получили первую солидную награду – серебряную медаль на выставке в Париже.
В начале 1840-х Альфонс вернулся во Францию, и фирма получает новое название – «IОСИФЪ ФРАЖЕ».
В течение 1840-х Иосиф осваивает новую технологию гальванизации, в 1857 г. он приобретает машину для автоматического выпуска столовых приборов, открывает магазины и склады в крупных городах Российской империи, и продукция его компании становится настолько популярной, что словом «фраже» начинают называть любое посеребренное изделие.
![]() |
Объявление для магазина в г. Харькове. Клеймо фабрики «Фраже». (источник: antiqboard.com) |
После Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году фирма «Фраже» получила право ставить отметку с государственным гербом, которая наносилась на изделия до 1915 года. Недорогая посуда «под серебро», украшенная гравировками, литыми маскаронами и гирляндами, получила большое распространение в конце XIX - начале XX века, постоянно рекламировалась и была очень популярна вплоть до 1910-х годов.
![]() |
![]() |
Реклама фабрики «Фраже». (источник: antiqboard.com) |
После объявления независимости Польши ее дела становятся несколько хуже из-за потери огромного рынка Российской Империи. Последним собственником из семейства Фраже стал правнук основателя фирмы – Иосиф, который был главой вплоть до остановки деятельности предприятия после оккупации Польши Германией в 1939 году.
Деятельность фирмы возобновилась уже после окончания Второй мировой войны, однако компания стала государственной. В 1965 же году предприятие было объединено с другой аналогичной компанией и получило новое название – Hefra, под которым оно функционирует и по сей день (источники: antiqboard.com/articles/articles/Istoriya-kompanii-Frazhe, monetnik.ru/obuchenie/brand/posuda-fraget/).
Несомненной историко-культурной и краеведческой ценностью обладают китайская и российские монеты, потерянные владельцами несколько веков назад, а теперь пополнившие нумизматическую коллекцию музея.
В 4-м квартале 2022 года коллекцию металла в фондах музея пополнил котелок периода Российской империи (передан сотрудником музея А.В. Чекалиным).
![]() |
Котелок алюминиевый походный. Российская империя, г. Санкт-Петербург, завод «Лангензипенъ и К». 1901 г. Алюминий, железо. Заводское производство. Передал А.В. Чекалин. КП 3018 |
Котелок изготовлен на Чугуно-меднолитейном и Механическом заводе «Лангензипенъ и Ко» и может иллюстрировать исторические сюжеты периода индустриального развития России, темы Русско-японской и 1-й мировой войн.
В 1878 г. уроженец Саксонии Рудольф Грош основал в Петербурге, в стороне от Каменноостровского пр., небольшой Механический завод с литейной мастерской (Литейно-Механический). 31 августа 1887 г. предприятие покупает товарищество «Лангензипен и К», учрежденное в 1878 г. прусским подданным, петербургским купцом 2-й гильдии, коммерции советником Рихардом Людвиговичем Лангензипеном и петербургским купцом 2-й гильдии Оскаром Васильевичем Митенсом. К 1895 г. на территории завода построены новые каменные здания цехов, кузниц, складов, заводоуправления.
![]() |
Чугунно-меднолитейный и Механический завод «Лангензипенъ и Ко» (источник: citywalls.ru) |
В 1911 г. фирма преобразована в Акционерное общество механических заводов «Лангензипен и Ко», с уставным капиталом 2 млл. рублей. Предприятие бурно развивается, открывает отделения в Москве, Риге, Киеве, Варшаве, Харькове. Его продукция завоевывает золотые награды на выставках в Милане, Казани, Полтаве, Юрьеве, Одессе, Омске, Царском Селе.
![]() |
![]() |
Чугунно-меднолитейный и Механический завод «Лангензипенъ и Ко». Реклама (источник: citywalls.ru) |
После начала Первой мировой войны распоряжением царского правительства из состава правления АО вышли все германские подданные, а предприятие перешло на выпуск военной продукции. Декретом СНК от 28.06.1918. чугуно-меднолитейный завод АО механических заводов «Лангензиппен и К» национализирован и введен в секцию по металлу Совета народного хозяйства Северного района.
В 4-м квартале пополнилась коллекция быта и этнографии – это интрументы и промысловые приспособления, бытовые вещи, предметы техники, сувениры, образцы посуды охватывающие период с конца XIX века до 2-й половины XX века.
Комплект настольных тисков предназначен для ювелирных и тонких слесарных работ. Состоят из двух независимых частей: одна часть комплекта – это быстрозажимные тиски-«лягушки», оснащенные ходовым винтом с фигурной гайкой; другая, опорная часть состоит из струбцины, наковаленки и конуса.
Новосибирский инструментальный завод основан в 1941 году на базе эвакуированного из Ленинграда вместе с работниками Сестрорецкого инструментального завода. В начале работы в Новосибирске завод выпускал боеприпасы, затем оснастку и инструмент для других промышленных предприятий. С 1958 года основной продукцией завода становится слесарно-монтажный и зажимной инструмент, а в 1960-х годах осваивается производство широкого ассортимента наборов гаечных ключей для обслуживания автомобиля, ставших «визитной карточки» предприятия.
В 2022 году коллекции «Кузнецкой крепости» пополнились образцами печного литья местного производства (стаинского, гурьевского заводов), а в 4-м квартеле поступил образец печной дверки, изготовленной в г. Жданов Донецкой области (ныне Мариуполь).
![]() |
Дверца печная. Клеймо «Азовсталь г. Жданов». УССР, Донецкая область, г. Жданов. Середина XX в. Чугун. Литье. КП 3028 |
Топочная дверца овальной формы с заводским неснимаемым отражателем (гасителем тепла) герметичного или уплотнённогой типа дверцы. Дверца декорирована растительным орнаментом, в нижнюю виньетку вплетена лира, а в верхней виньетке расположено клеймо: «Азовсталь г. Жданов».
Ждановский завод «Азовсталь» им. Серго Орджоникидзе был возведен и запущен к 1933 году. Это один из крупнейших заводов чёрной металлургии СССР, имеющий законченный металлургический цикл и рассчитанный на использование фосфоритных железных руд Керченского месторождения. В годы Великой Отечественной войны Мариуполь был захвачен германскими войсками, завод планировали использовать, отдав его в сталелитейной корпорации «Круппа», но перед отступлением немецких войск в сентябре 1943 года был практически весь уничтожен. «Азовсталь» восстановили в 1944 году, а послевоенный период стал для завода золотой эпохой: пости каждый год производство обрастало новыми площадями, став к 1991 году одним из крупнейших металлургических предприятий не только Советского Союза, но и всего мира.
![]() |
Ждановский завод «Азовсталь» им. Серго Орджоникидзе. Источник: business-portal.ru |
После 1991 года предприятие перешло в частные руки, и комбинат медленно, но неотвратимо приходил в упадок. Гибель некогда прославленного предприятия ускорило разрушение «Азовстали» в ходе боевых действий в апреле-мае 2022 года... (источник: ruinformer.com)
Среди предметов, поступивших в фонды музея в последнем квартале 2022 года, оказались три наперстка, переданных в дар С.И. Чупиным. Наперсток – предмет многим знакомый. Но когда вещь становиться музейным экспонатом, его утилитарное значение отходит на второй план, а более интересным становится исторический аспект.
Считают, что приспособление, защищающее пальцы при шитье, изобрели в Китае в III веке до н.э., делали его из толстой кожи в виде кольца. Позже для изготовления наперстков стали использовать металлы (бронзу, серебро и даже золото), а сами изделия приобрели вид колпачка. К концу 1-го тысячелетия до н.э. металлические наперстки были достаточно распространены в различных странах, о чем свидетельствуют археологические находки. В средние века центром производства наперстков стала Германия, где была организована гильдия мастеров-наперсточников, закрепившая право изготавливать наперстки из латуни. На территории современной России защитные металлические колпачки на палец широкое распространение получили в XVII веке, но самые ранние наперстки были найдены в Новгороде в культурном слое XIV столетия. Полномасштабное фабричное изготовление наперстков началось в XIX столетии. Примерно в этот же период зародилась традиция использовать особо красивые изделия в виде подарков, появился спрос на эксклюзивные вещицы. В России созданием оригинальных ювелирных изделий - наперстков занимались предприятия Великого Устюга, Санкт-Петербурга, Москвы и Владикавказа.
Подаренные в музей экземпляры были переданы С.И. Чупиным вместе с образцами европейской промышленности, и, возможно, были произведены также на зарубежных предприятиях.
Вместе с наперстками уместно поместить и образец другого приспособления, использующимся при вышивании: пяльцы.
![]() |
Пяльцы круглые деревянные, для вышивания. СССР. Середина – 2-я половина XX в. Дерево, краска. Кустарное изготовление. Передала Я.А. Хмель. КП 3023 |
Следующие предметы, занявшие достойное место в музейной коллекции быта и этнографии, многим напомнят детство, когда пеклись пироги в русской печи, в сервантах красовалась фарфоровая посуда, сувениры, на стене висели механические «ходики», зимой катались на санках, изготовленных мастером-кустарем, а вечерами замирали перед экраном детского фильмоскопа.
Кувшин изготовлен на старейшем фарфоровом заводе России, ведущем историю от «Невской порцелиновой мануфактуры» (основана в 1744 г., с 1765 г. Императорский фарфоровый завод). А чайная пара может «рассказаать» историю сибирского фарфора. На донышке каждого из изделий есть клеймо Хайтинского фарфоровоо завода, которое ставили на продукцию в период с 1965 по 1970-е годы.
Хайтинский фарфоровый завод ведет свою ислорию от «Фарфоро-фаянсовой фабрики торгового дома Переваловых», учрежденной в 1869 году местными купцами из крестьян Даниилом и Филиппом Переваловыми. Расположилась фабрика при впадении речки Хайтинки в реку Белую (ныне поселок Мишелёвка Иркутской области), неподалеку от залежей белых каолиновых глин. Для работы были приглашены специалисты из Китая и Японии, а также русские мастера из Гжели и с императорских фарфоровых заводов.
На фабрике выпускали чайные и столовые сервизы, предметы для сервировки стола, чернильные приборы, подсвечники, папиросницы, спичечницы, курительные трубки, туалетные наборы, декоративные блюда, вазы, мелкую пластику. Продукцию своих предприятий Переваловы сбывали в Иркутске, Красноярске, Томске, Чите, Благовещенске.
![]() |
![]() |
Хайтинский фарфоровый завод. | И.Д. Перевалов, служащие и рабочие завода |
В 1907 хозяин фабрики был убит разбойниками из-за бутыли с жидким золотом для росписи изделий и большая сумма денег, и фабрика перешла в руки Торгового Дома Метелев и Щелкунов, но из-за неумелого управления к 1917 году была на грани банкротства. В 1920 году фабрика была национализирована и получила название 1-я Государственная Хайтинская фарфоровая фабрика «Сибфарфор».
В годы войны завод перешел на выпуск изоляционно-технического фарфора и химической посуды. В 1960 при заводе была образована художественная лаборатория. В 1970-е завод выпускал более 30 млн изделий в год. С 1992-го в связи с тяжёлым экономическим положением, предприятие практически не работало, в 1998-м закрылось.
![]() |
Фильмоскоп детский «ДЕФИ» со встроенным экраном. СССР, г. Свердловск, Уральский центр «Оптика». 1970-е гг. Металл, пластмасса, стекло. Заводское изготовление. Передал А.П. Щеглаков КП 3029 |
Фильмоскоп «ДЭФИ» отличается от других наличием встроенного экрана 13,5х9,7 см, внешне похож на небольшой телевизор и позволяет смотреть диафильмы не затемняя комнаты. Выпускался в Свердловске (Уральский центр «Оптика») для просмотра в домашних условиях диафильмов на 35-мм пленке с размером кадра 18х24 мм. В качестве источника света применяется лампа К 12-30. Оптическая система более сложная, чем у других фильмоскопов, и полностью скрыта внутри аппарата. Она состоит из конденсора, объектива, двух зеркал и экрана.
Выставка подготовлена ст.н.с. Выставочного отдела Н.Г. Паньшиной. В тексте использованы материалы экспертных заключений сотрудников музея-заповедника «Кузнецкая крепость» Е.В. Вертышевой, Я.А. Хмель, Н.А. Кузнецова и фотографии Ю. Сычевой.